Придумывая киберсистемы Как и многие другие
обитатели нашей маленькой уютной планеты, я читаю современную
фантастику, причем проделываю это не без явного удовольствия. Что ж,
как говорится, на вкус и цвет человек человеку волк: кому-то нравятся
детективы, кому-то — любовные романы, а кто-то вообще ограничивается
изучением поступивших за день SMS на сон грядущий. В конце концов,
главное в любой книге — это наличие оригинальной идеи, увлекательный
сюжет и симпатичные персонажи, а все остальное — лишь избранный автором
комплекс выразительных средств.
В сценарии фильма «Аватар», написанной Джеймсом Кэмероном,
парализованный человек, посредством технологии будущего, позволяющей
подключать разум человека к телу специально созданного гибрида человека
и инопланетянина, воплощается в одном из таких тел и участвует в
исследовательских экспедициях на планете Пандора. Именно благодаря
этой задумке фильм и получил своё название — «Аватар».В июне 2006 года, когда фильм ещё носил название «Проект-880» (англ.
Project 880), начался этап по подбору актёров с опубликованием описания
сюжета, гласившего: «В будущем, Джейк, парализованный ветеран войны,
переносится на другую планету, Пандору, населённую на’ви, гуманоидной
расой со своими собственными языком и культурой. Тот, кто с Земли,
окажется сильно отличающимся от всех других и несоответствующим местной
культуре.»
В декабре 2006 года Кэмерон охарактеризовал «Аватар» как
«фантастическую историю, происходящую на двухсотлетней планете, что
означает старомодное приключение в джунглях с атмосферной
окружающей средой [историю], выходящую на мифический уровень
повествования». Январский пресс-релиз 2007 года описывал фильм
следующим образом: ««Аватар» — это напряжённая история о побеге и
революции. Это история о покалеченном бывшем морском пехотинце, который
без особого желания соглашается поселиться и взорвать экзотическую
планету с богатым биоразнообразием, который, в конце концов,
отказывается от этого ради того, чтобы повести местную расу в битву за
выживание, » — и — «Мы создаём целый мир, целую экосистему из
фантасмагорических растений и существ, и местных жителей с богатой
культурой и собственным языком.»
Интересно отметить, что некоторые детали сюжета (например,
использование биотехнологических межрасовых конструктов для
исследовательских операций на чужой планете, прямой перенос сознания из
тела в такой манипулятор, особенности культуры и религии инопланетян,
их внешний вид, «летающие скалы» из материала с необычными магнитными
свойствами, разработка которого ведется на планете, и даже само
название планеты) перекликаются с трилогией Фрэнка Херберта о Пандоре,
причисляемой к шедеврам американской фантастики 1970-х («Ящик Пандоры»,
«Эффект Лазаря», «Фактор вознесения»). Кэмерон и сам признавал, что в
основу сюжета легли читанные им в детстве и юности фантастические книги.
По мере того, как возникший в 1980-х годах киберпанк
закреплялся и становился общепризнанным направлением в литературной
фантастике и массовой культуре вообще, интерес к его образному ряду
стал проявлять и кинематограф. Первым среди крупнобюджетных фильмов,
сознательно сделанных в рамках этого направления, стал фильм Роберта Лонго «Джонни Мнемоник» (Johnny Mnemonic, 1995), поставленный по мотивам одноимённого рассказа классика киберпанка Уильяма Гибсона.
Из-за целого ряда компромиссных и половинчатых решений, продиктованных
коммерческим характером проекта, фильм, в отличие от оригинального
рассказа, получился недостаточно радикальным и был раскритикован
поклонниками киберпанка и весьма сдержанно воспринят массовым зрителем.
Тем не менее, сейчас этот фильм признаётся существенной вехой в
жанровом кинематографе, а его влияние на последующие более успешные
проекты заметно хотя бы в том, что исполнивший в нём главную роль Киану Ривз был впоследствии приглашён на роль Нео в кинотрилогии «Матрица».