«Быть Джоном Малковичем» (Being John Malkovich, 1999)
«Виртуальность»
По мере того, как возникший в 1980-х годах киберпанк
закреплялся и становился общепризнанным направлением в литературной
фантастике и массовой культуре вообще, интерес к его образному ряду
стал проявлять и кинематограф. Первым среди крупнобюджетных фильмов,
сознательно сделанных в рамках этого направления, стал фильм Роберта Лонго «Джонни Мнемоник» (Johnny Mnemonic, 1995), поставленный по мотивам одноимённого рассказа классика киберпанка Уильяма Гибсона.
Из-за целого ряда компромиссных и половинчатых решений, продиктованных
коммерческим характером проекта, фильм, в отличие от оригинального
рассказа, получился недостаточно радикальным и был раскритикован
поклонниками киберпанка и весьма сдержанно воспринят массовым зрителем.
Тем не менее, сейчас этот фильм признаётся существенной вехой в
жанровом кинематографе, а его влияние на последующие более успешные
проекты заметно хотя бы в том, что исполнивший в нём главную роль Киану Ривз был впоследствии приглашён на роль Нео в кинотрилогии «Матрица».
«Властелин колец» (The Lord of the Rings, 2001—2003)
«Властелин колец: Братство кольца» (The Lord of the Rings: The Fellowship of the Ring, 2001)
«Властелин колец: Две крепости» (The Lord of the Rings: The Two Towers, 2002)
«Властелин колец: Возвращение короля» (The Lord of the Rings: The Return of the King, 2003)
«Гарри Поттер» (киноцикл, 2001-…)
«Гарри Поттер и философский камень» (Harry Potter and the Philosopher’s Stone, 2001)
«Гарри Поттер и тайная комната» (Harry Potter and the Chamber of Secrets, 2002)
«Гарри Поттер и узник Азкабана» (Harry Potter and the Prisoner of Azkaban, 2004)
«Гарри Поттер и Кубок Огня» (Harry Potter and the Goblet of Fire, 2005)
«Гарри Поттер и Орден Феникса» (Harry Potter and the Order of the Phoenix, 2007)
«Гарри Поттер и Принц Полукровка» (Harry Potter and the Half-Blood Prince, 2009)
«Человек-паук» (киноцикл, 2002—2007)
«Человек-паук» (Spider-Man, 2002)
«Человек-паук 2» (Spider-Man II, 2004)
«Человек-паук 3» (Spider-Man 3, 2007)
«Пираты Карибского моря» (киноцикл, 2003—2007)
«Пираты Карибского моря: Проклятие „Чёрной Жемчужины"» (Pirates of the Caribbean: The Curse of the Black Pearl, 2003)
«Пираты Карибского моря: Сундук мертвеца» (Pirates of the Caribbean: Dead Man’s Chest, 2006)
«Пираты Карибского моря: На краю света» (Pirates of the Caribbean: At World’s End, 2007)
«Бэтмен» (киноцикл, 2005-…)
«Бэтмен: Начало» (Batman Begins, 2005)
«Тёмный рыцарь» (The Dark Knight, 2008)
Другие фильмы
«Донни Дарко» (Donnie Darko, 2001))
«Я, робот» (I, Robot, 2004)
«Ван Хелсинг» (Van Helsing, 2004)
«Руководство» (Primer, 2004)
«Небесный Капитан и мир будущего» (Sky Captain and the World of Tomorrow, 2004)
«Вечное сияние чистого разума» (Eternal Sunshine of the Spotless Mind, 2004)
«Послезавтра» (The Day After Tomorrow, 2004)
«Эффект бабочки» (The Butterfly Effect, 2004)
«Зеркальная маска» (Mirror Mask, 2005)
«Лабиринт Фавна» (el Laberinto del Faun, 2006)
«Дитя человеческое» (Children of Men, 2006)
«Престиж» (The Prestige, 2006)
«Фонтан» (The Fountain, 2006)
«Монстр» (Monster, 2008)
«Монстро» (Cloverfield, 2008)
Другие фантастические фильмы
«Черная дыра» («Pitch Black») — один из немногих фильмов с сюжетом, построенным вокруг затмения нескольких солнц одновременно.
«Остров» — антиутопия про клонирование
«Шестой день» — фильм про клонирование с Арнольдом Шварецнеггером
«Окончательный монтаж» — антиутопия про цензуру, правящую человескую память
«Особое мнение» — антиутопия про предотвращение преступлений
«Эквилибриум» — антиутопия
«Аватар» — киберпанк
«Авалон» — киберпанк
«2035: Город Призрак» (Nightmare City 2035) - киберпанк
«Эон Флакс» — антиутопия
«Бессмертные: Война миров», франц. Immortel (Ad Vitam)
«Пиджак»
— The Jacket, продолжение темы "Эффекта бабочки" и "Мертвой зоны",
немного похоже на "Особое мнение": путешествия во времени и возможность
изменить прошлое-настоящее-будущее
Литература и некоторые писатели фантасты:
Ханютин Ю. Реальность фантастического мира: Проблемы западной кинофантастики. — М.: Искусство, 1977.
Харитонов Е., Щербак-Жуков А.На экране - чудо: Отечественная кинофантастика и киносказка (1909-2002 гг.): Материалы к популярной энциклопедии. — М.: В. Секачёв, 2003. — С. 320.
Барканов С., Гуров А., Власенко А., Терехин В.Ужас: Аннотированный каталог зарубежных фильмов ужасов и мистики. — М.: НПКЦ «ИНТЕХ», 1994. — С. 608. — ISBN 5-8095-0004-8
Самутина, Наталья (составитель)Фантастическое кино. Эпизод первый: Сборник статей. — М.: Новое литературное обозрение, 2006. — С. 408. — ISBN 5-86793-441-1
Frederik Pohl, Frederik Pohl IV Science Fiction Studies in Film. — Reissue edition. — Ace Books, 1984. — С. 346. — ISBN 0-441-75434-1
David G. Skal The Monster Show: A Cultural History of Horror. — Faber & Faber, 2001. — С. 432. — ISBN 0-571-19996-8
Phil Hardy The Overlook Film Encyclopedia: Science Fiction. — New York: William Morrow and Company, 1995. — С. 512. — ISBN 0-87951-626-7
Кинофанта́стика — направление и жанр художественной кинематографии,
который можно охарактеризовать повышенным уровнем условности. Образы,
события и антураж фантастическихфильмов часто намеренно отстранены от
обыденной реальности — это может делаться как для достижения
специфических художественных задач, добиться которых создателям фильма
удобнее средствами фантастики, чем средствами реалистического кино, так
и просто для развлечения зрителя (последнее характерно прежде всего для
жанрового кино). Характер условности зависит от конкретного направления
или жанра — научная фантастика, фэнтези, фильм ужасов, фантасмагория, —
однако все они могут широко пониматься как кинофантастика. Существует
также более узкое представление о кинофантастике как о массовом чисто
коммерческом жанре кинематографа; согласно такому представлению
кинофантастикой не является, например, «Космическая одиссея 2001».
В настоящей статье используется широкое понимание кинофантастики,
которое позволяет дать более полное представление о предмете.
Эволюция кинофантастики во многом следовала за эволюцией гораздо
более динамично развивающейся фантастической литературы. Однако
кинематограф с самого начала обладал свойством визуальности, которого
письменная литература практически лишена. Движущееся изображение
воспринимается зрителем как достоверное, существующее здесь и сейчас,
причём ощущение достоверности не зависит от того, насколько фантастично
разворачивающееся на экране действие. Это свойство восприятия зрителем
кинематографа приобрело особое значение после появления спецэффектов.
Разновидности жанра:
Кинофантастика в эпоху немого кино, Кинофантастика в 1930—1940-х годах, Кинофантастика в 1950-х годах, Кинофантастика в 1960-х годах
Кинофантастика 1970-х годов,
Кинофантастика 1980-х годов,
Кинофантастика 1990-х годов,
Кинофантастика 2000-х годов
Кинофантастика 1990-х годов
Экранизации комиксов
Пример:
«Бэтмен» (Batman, 1989)
«Бэтмен возвращается» (Batman Returns, 1992)
«Бэтмен навсегда» (Batman Forever, 1995)
«Бэтмен и Робин» (Batman & Robin, 1997)
«Ракетчик» (The Rocketeer, 1991)
«Маска» (The Mask, 1994)
«Ворон» (The Crow, 1994)
«Спаун» (Spawn, 1997)
«Люди в чёрном» (Men in Black, 1997)
«Блэйд» (Blade, 1998)
Неоготика
В 1990-х оформилось и обрело силу совершенно новое направление в
фантастическом кинематографе, которое начали называть «неоготикой»
(«новой готикой»). Фильмы этого направления обычно использовали мотивы
и антураж классической готики,
однако изощрённое мастерство операторов и художников создавало на
экране совершенно новое эстетическое пространство, которое невозможно
соотнести с прежними готическими фильмами, тяготевшими к
изобразительному аскетизму и нуару. В неоготику влились витиеватость
фэнтезийных иллюстраций Фразетты и Уилэна, изобразительный фотогламур, художественные находки авторов паропанка и возможности современных технологий создания спецэффектов.
«Дракула» (Dracula, 1992)
«Интервью с вампиром» (Interview with the Vampire: The Vampire Chronicles, 1994)
«Франкенштейн» (Frankenstein, 1994)
«Сонная лощина» (Sleepy Hollow, 1999)
«Видок» (Vidocq, 2001)
Неоготика, взаимодействуя с усиливающимися традициями экранизаций
комиксов, вскоре породила ещё одно направление, для которого
характерные для готики мотивы сочетаются с современным (в основном)
антуражем. Взаимодействие этих эстетик впервые эффективно
продемонстрировало «Интервью с вампиром», а наиболее яркими примерами такого кино являются фильмы «Блэйд» (Blade, 1998) и «Другой мир» (Underworld, 2003).