От
Бетельгейзе до Тау за восемь часов
О способах перемещения в космическом
пространстве
А мы летим орбитами,
Путями неизбитыми,
Прошит метеоритами простор.
("Земляне", Земля в иллюминаторе)
И факелы плавили серый бетон,
И грохот разбил тишину, как стекло,
И озарился космос огнем
Громад кораблей, уходящих в ничто...
(А. Дроботов, Ключ на старт)
Космические путешествия — новшество в туристической
индустрии, и транспорт для таких путешествий нужен соответствующий. Несмотря на
опасения подрядчиков, здесь недостатка в выборе не будет — конструкторы, писатели-фантасты
и технические консультанты кинематографических студий позаботились о разнообразии:
субсветовые корабли, гигантские дрейфующие холодильники с анабиозными камерами
на борту, оснащенные гипердрайвом лайнеры, фотонные звездолеты и изящные яхты
на солнечных парусах. Другое дело: какой из предложенных способов перебраться
из точки А в точку В наиболее комфортный, безопасный и... оправдан
с точки зрения науки? Фантастической науки.
1. Из пушки на Луну
и прочие
"шары"
|
Многотонный
корабль на
многопарсековом маршруте. |
Должно быть, теория единого поля Эйнштейна не нашла должного воплощения лишь потому,
что в ней не было учтено самое сильное взаимодействие — небесное тяготение. Практически
все политеистические религии построены на вере в существовании божеств, способных
перемещаться по тверди небесной — и в
этом суть неосознанного стремления к звездам. В античных мифах древнегреческий
Пегас стал первой земной "ласточкой", вознесшейся выше небесного купола и занявшей
среди созвездий почетное место. Несмотря на столь ранние изыски, идея ступить
на путь богов, заручившись поддержкой науки и техники,
посетила человека намного
позже, когда религиозные верования отошли на второй план, поступившись местом
в пользу изворотливости конструкторской мысли.
В третьей четверти девятнадцатого века, когда 90% населения
Земли не смели предполагать, что планета их не плоская, не стоит на четырех слонах
и черепахе, а спокойно поворачивается в космическом пространстве, родоначальник
жанра географического романа Жюль Верн смело размышлял о возможностях путешествия
к ближайшим небесным телам. В его романе "Из пушки на Луну" тройка отважных героев
решается на рискованное предприятие — переправиться на поверхность естественного
спутника Земли внутри снаряда, приводимого в движение пороховым взрывом в длинноствольной
пушке. Фантастическая пушка бабахает, выносит снаряд за пределы атмосферы, и тот
благополучно прилуняется, являя лунатикам путешественников во всей красе — не
погибших от перегрузок и декомпрессии.
|
Первым
из
летательных
аппаратов стал
пушечный снаряд. |
Жюль Верн намеренно пренебрегает физическими законами, чтобы
послужить основной задаче географических романов — сблизить все известные человеку
"края света", поместив на одну карту. В другом его романе "Комета Галлея" группа
англичан, странным образом очутившаяся
со всеми их пожитками на поверхности кометы, срикошетившей от острова Великобритания,
находит способ перебраться на родную планету в корзине реостата.
Вроде бы метод устарел до безобразия: каждый современный школьник знает, что за
пределами земной атмосферы — невесомость и вакуум, и на воздушных шарах там особо
не налетаешься... Ан нет! Уже в девяностых годах нашего столетия знаменитый фантаст
Боб Шоу пишет трилогию о двойной планете с единой атмосферой ("Космонавты в лохмотьях",
"Деревянные космолеты", "Беглые миры"), обитатели которой, застрявшие в раннем
средневековье, переправляются с одного мира на другой при помощи... реостатов
и усовершенствованных пороховых бочек!
В начале минувшего столетия подстегнутая мировыми войнами авиация
породила космонавтику, а космонавтика впоследствии развилась в передовую индустрию.
Но не обошлось здесь и без философов-литераторов... Академик Циолковский первым
подал идею многоступенчатой ракеты, представив ее в виде "космического поезда".
Несмотря на то, что на дальнейшее развитие космоплавания люди творческие повлияли
мало (основной задачей ученых было подыскать лучшие материалы для обшивки кораблей,
позаботиться о точной авионике и создать более совершенное жидкое топливо), фантастические
пророчества продолжались. Известно, что Артур Кларк опубликовал статью о возможности
вывода на геостационарную орбиту телекоммуникационных спутников, и если бы в свое
время ее запатентовал, господину Гейтсу пришлось бы изрядно попотеть, переплевывая
суммы, заработанные Кларком на пользовании землянами телевидением и радио. Не
говоря уже о глобальных компьютерных сетях.
2.
Ноев Ковчег на ракетной тяге
В пятидесятых годах, когда зеркальные телескопы
и автоматические спутники
доказали видимую непригодность планет Солнечной системы к освоению, писатели-фантасты
в основном переключились с худых соседних перспектив на отдаленные и многообещающие
звездные системы. Ближайшая к Солнцу звезда Проксима Центавра надолго поселилась
на страницах фантастических сочинений, распаляя воображение людей, еще не сумевших
выбраться к соседней планете, но уже посягающих на расстояние в четыре световых
года.
Самой удачной находкой этого времени стал Корабль Роберта Хайнлайна
— грандиозная конструкция со сбалансированной биосферой, движущаяся к планетам
Проксимы Центавра (на этом Корабле и разворачиваются события повести "Пасынки
Вселенной"). Многовековое путешествие затянулось, и обитатели ковчега — колонисты
в энном поколении — с трудом представляют себе его цель; сама идея поиска нового
мира кажется абсурдной: у колонистов уже есть родной мир — Корабль. Место, где
родились они и где жили поколения их предков.
|
Внешний
вид хайнлайновского
Корабля. |
Гарри Гаррисон со всей свойственной его романам-катастрофам (пожалуй, самая сильная
сторона творчества автора) обстоятельностью предлагает в своей "Плененной Вселенной"
детальную конструкцию корабля такого типа.
По его словам, достаточно взять астероид побольше (к примеру,
конкурент Проксимы в фантастических рейтингах — кирпичеобразный Эрос), высверлить
внутри полость для сотворения мира, прошить каменную глыбу автоматикой, установить
двигатели и заставить астероид вертеться вокруг своей оси. Вращение создаст гравитацию
на внутренних стенках полости, что позволит живым существам нормально перемещаться
по ним. Отделить твердь земную от тверди небесной грядой скал в месте, где они
соприкасаются — чтобы обитатели звездного ковчега не разрушали хрупкую свою психику,
расхаживая друг над другом и подглядывая в некрытые раздевалки с высоты
птичьего полета. На условной
"земле" посадить деревья, пустить реку, развести животных. На условном "небе"
— проложить рельсы, по которым будет двигаться дневное светило, а в темное время
искусственных суток на поверхности "неба" будут подрагивать лампочки созвездий.
Прозорливый Гаррисон заселяет свой странствующий мирок не архиразумными
колонистами, а двумя скудоумными ацтекскими племенами, на которые наложено табу
— не создавать межплеменных браков, ибо в этом случае (евгенический эксперимент)
потомок вырастет гением, а такие будут нужны только через пятьсот лет, когда Плененная
Вселенная достигнет обитаемых планет Проксимы — отстраивать цивилизацию заново.
За состоянием астероида следят операторы-долгожители — на их плечи возложены задачи
"менять воду в аквариуме", "отлавливать драчливых рыбок" и всячески контролировать
поведение ацтекских племен, якобы отделенных от внешнего мира грядой неприступных
скал.
|
Внутреннее
устройство
"Плененной Вселенной"
на базе астероида
Эрос-Инсайд. |
Проработка проекта потрясает. Единственное, что прописано слабым пунктиром — это
расход топлива. Четыре световых года — это не то расстояние, где можно "выехать"
за счет инерции, а заправочных станций, как известно, в межзвездном пространстве
нет. А если астероид еще и раскручивать, на что уйдет немало топлива... Андрей
Ливадный в своем "Ковчеге" тоже не дает на это вразумительного ответа, хотя роман
хорош другим — описанием "полости" и взаимоотношений между ее обитателями.
Дальше в странствие отправятся луны и целые планеты (обычно
это цирки или гладиаторские арены, как в "Мире-Цирке" Барри Лонгйера), а в 1960
году американский писатель-фантаст Ларри Нивен заставит двигаться сквозь космическое
пространство звездные системы! Причем в разных модификациях: Розетта кукольников
— сбалансированная система пяти солнц и примыкающих к ним планет — и Мир-Кольцо,
гигантское сверхпрочное
сооружение в форме обода на расстоянии приблизительно астроединицы от звезды,
поверхность которой может вместить жителей с сотни Земель. Но оперирует Нивен
уже не столько научными, сколько гипотетическими категориями: дно Кольца — едва
ли не единая макромолекула, неясно только, в какой пробирке ее синтезировали...
К этому моменту (шестидесятые годы) научная фантастика как
таковая отходит на второй план, уступив место молодой ненаучной подруге — "космической
опере".
3.
Метеоры преткновения
А отошла научная фантастика потому, что столкнулась
с неприятными, не сулящими сколько-то успешного будущего научными постулатами.
Сработал тот самый грустный принцип: "Породил — убью!", и фантастика, несомая
прежде на гребне волны научно-технической революции, пала жертвой этой самой волны,
схлестнувшейся с берегом формальных законов.
Вот некоторые из них:
Улитки
на небосклоне
|
Звезда
Смерти даст оторваться
любому кораблю, равно
как и любой планете. |
Как уже оговаривалось, на ракетном топливе
далеко не улетишь. Есть у него замечательное свойство — заканчиваться. Да и для
экологии космоса выхлопные газы вредны, что ни говори...
Альтернативный метод, красочно описанный тем же Гаррисоном
во "Враче космического корабля" (опять роман-катастрофа), таков: в кормовую часть
корабля помещается ядерный реактор, разгоняющий частицы и выбрасывающий их за
пределы корабля. И это верно, так как корабль в космосе движется за счет реактивности
— потери сколь угодно малой массы со сколь угодно большой скоростью. Наглядный
пример: когда лейтенант Рипли в конце первого "Чужого" включает двигатель челнока,
монстр, попавший в сопло, не сгорает, а уносится прочь в потоке нежно-голубых
песчинок. Вот она, относительность
движения во всей красе!
Но и такой двигатель немногим лучше ракетного. Он экономней,
но лететь до ближайшей звезды пятьсот лет, когда через два дня нужно быть на Всегалактическом
Конгрессе по проблемам Возвышения Младших Рас — такой роскоши фантасты себе позволить
не могли.
Проблема
ускорения, или "малиновый джем"
|
Не
лучший вариант
завершения путешествия. |
Пришлось ускоряться. Причем ускоряться до световых скоростей.
Простой читатель крайне смутно представляет себе процесс ускорения, считая его
делом пустяковым в сравнении с посадкой на планету (этой теме "Мир фантастики"
еще посвятит отдельную статью "Рожденный ползать сумеет приземлиться"), потому
не замечает многочисленных ляпов в произведениях порой именитых фантастов.
Сказать, что ускорение в той же степени, что и замедление,
негативно сказывается на человеке — значит, ничего не сказать. Самый близкий пример
здесь: падение с большой высоты. Человек разбивается только потому, что вынужден
за доли секунды погасить развитую в процессе "полета" скорость. Хрупкое тело человека
такой перегрузки не выдерживает. Это при замедлении.
При ускорении — та же малина: недаром космонавты проводят большую
часть тренировочного времени не в релаксационных ваннах, а в перегрузочных центрифугах.
Один из самых скрупулезных авторов "научной" космооперы, Дэн
Симмонс (см. рубрику "Врата миров" в "МФ" за декабрь 2003), изобрел любопытный
термин для обозначения последствий перегрузки в 600g при спин-прыжке скоростного
"факельщика": "малиновый джем". Во что-то похожее превращается человек, когда
клетки человеческого организма раздавливаются, растекаясь в красненькую протоплазму.
А когда в отлично декорированном и режиссированном фильме о похождениях звездного
таксиста Корбана Далласа
после предупреждения стюардессы по интеркому: "Переходим на субсветовую скорость"
пассажиров лишь слегка шатает, хочется поговорить с научным консультантом картины
по этим самым "понятиям"...
Скоростные
столбы малого калибра
|
Неудачная
попытка представить
четырехмерный куб. |
Что фантастам стоит придумать противоперегрузочную
(обычно стазисную) ванну, а читателям — поверить в чудодейственность ее целительных
"вод"? А почему не придумать и не поверить? Идея-то вполне трезвая, а главное,
вписывается в границы жанра. Часть внутреннего пространства корабля под воздействием
силового поля превращается в инерциальную систему, не реагирующую на изменения
скорости. Не звездные рессоры, но абсолютно мягкие кресла, если сравнивать с вещами
нам знакомыми. А вот с подвесками в космосе действительно проблема.
Во время последнего посещения Леонидами, потоком микрометеоров,
окрестностей нашей планеты возникла серьезная проблема "обороны" геостационарных
спутников и автоматических станций. Маленькие камушки, движущиеся с огромной скоростью,
могли бы запросто изрешетить сравнительно тонкие металлические стенки.
А теперь представьте, что скорость движение звездолета субсветовая
— а ему навстречу пара таких камушков! В лучшем случае корабль просто обзаведется
сквозным отверстием по всей протяженности. В худшем, если фантасты изобретут еще
и "силовые поля" (это невесомость, и мы снова вспоминаем про относительность движения),
произойдет миниавария, сродни удару гипотетического титанового бампера о столб
линии электропередачи. А учитывая то, что на отрезке пути таких столбов будет
не один миллион, путь космопроходцев и впрямь станет опасным и тернистым.
Первый замечательный предел
Наконец, самый
остроугольный астероид: движение со скоростью света. Из формул Эйнштейна следует,
что при приближении к скорости света масса движущегося объекта стремится к бесконечности,
размер уменьшается, а время — замедляется. Как было сказано у того же Хайнлайна,
если корабль и разовьет при безопасном ускорении нужную скорость за год пути,
перейти через барьер ему не удастся, ибо скорость света — это скорость протекания
всех физических процессов во Вселенной, и "нельзя плыть по течению быстрее течения".
Скажите, за какие такие грехи Эйнштейн подарил нам свою теорию
относительности? Летали бы себе за девять часов с Бетельгейзе на Тау Кита, как
в поезде с Москвы до Питера, не зная субсветовых скоростей. И на Конгресс бы успели,
и помолодели бы вдобавок.
Но наука есть наука, и ничего тут не попишешь.
4.
Прыжки на сверхсветовых скоростях
|
Брэйнсейвер
— заставка от
выгорания мозгов в
гиперпрыжке. |
Ничего, кроме космических опер. Жанр, кстати, получил
название от одноименного романа Джека Вэнса (Space Opera), под влияние которого,
как правильно заметил легендарный редактор НФ-изданий Гарднер Дозуа, попадает
большинство авторов, пишущих звездную фантастику. Под несколько дурное влияние...
Существенное отличие научной фантастики от космооперы проявляется
в том, что последняя полностью или частично пренебрегает перечисленными законами
— в пользу масштабности, многоплановости, колоритности. Ярчайший и самый наглядный
пример космической оперы: "Звездные короли" Эдмонда Гамильтона. Написанные полстолетия
назад, они не утратили былого очарования, чего нельзя сказать о "твердых" НФ-романах
того времени. А все потому, что на первый план вынесены проблемы ненаучные — судьба
единственного человека и целой империи. Ненадежные места, такие как временной
перенос и невнятно истолкованное
действие Разрушителя, традиционно прописаны пунктиром. Словно пособие по размножению
для младших классов, в котором автор снисходительно заявляет, что принцип действия
нам так или иначе понятен не будет, но представление о процессе мы получим. Ровно
такое его количество, которое необходимо, чтобылихорадочно переворачивать страницы
и вникать в грандиозность повествования.
Вообще, жанр космооперы можно образно назвать "шаттлом к Магеллановым
облакам". Это тот же географический роман, только сближаются не континенты, а
целые звездные скопления — чтобы стать ареной для общечеловеческих страстей, не
изменившихся со времен Жюля Верна.
|
Фиолетовый
космоворот. |
Здесь можно летать с любой скоростью, если а) превышение скорости не запрещено
местной Дорожной Космоинспекцией, б) у вас достаточно денег на покупку быстрого
корабля, в) вы обещаете не врезаться в какое-нибудь придорожное солнце. И от Бетельгейзе
до Тау вы можете добраться за восемь, а то и за семь часов, если срежете в Секторе
Охотников за головами и проскочите все фаст-фуды и заправочные станции.
Чтобы космоопера окончательно не утрировалась до вышеописанных
банальностей, фантасты усиленно работают над атрибутикой жанра. Одним из самых
приятных достижений является смещение бортового времени относительно адекватного
(следствие теории относительности). В романе Аркадия и Бориса Стругацких "Полдень,
XXII век" главный герой возвращается из космического вояжа на Землю и узнает,
что время непоправимо ушло вперед. То же самое в известном кинофильме "Отроки
во Вселенной". И в повести "Вспоминая Сири" Дэна Симмонса, где разрыв в возрасте
двух влюбленных с каждым годом увеличивался на десятилетие — и это, поверьте,
очень печально. Куда печальней земных историй про моряка и морячку.
5.
Гип-гип гиперпространство!
Неевклидовая геометрия Лобачевского подарила фантастике самый спорный — но самый
безопасный по отношению к научным доктринам — способ перемещения: искривление
пространства. Для того, чтобы понять принцип действия любого гипердрайва (двигатель),
нужно заручиться хорошим пространственным воображением и детально проработать
поданный ниже материал:
Жил-был Евклид, или Параллельные прямые пересекаются
Древнегреческий математик Евклид однажды (до
нашей эры, это точно) решил описать все сведения о планиметрии в своих "постулатах"
(описательных законах). Среди расплывчатых толкований, типа "Точка — это линия
без длины", были и те, которые хорошо известны нам из школьного курса геометрии:
"Параллельные прямые не пересекаются" и "Сумма углов треугольника равна 180о".
Великий математик XIX века Карл Гаусс оспорил некоторые постулатов Евклида, представив
плоскость в виде сферической поверхности, то есть искривив относительно общего
центра.
|
В физике
линейной бесконечности в определенном смысле не существует. Прямая линия в принципе
конечна, а вот окружность, которая получается соединением концов линий, — бесконечна.
Тело (точка) может двигаться по ней бесконечно долго в любом из двух направлений,
не замечая искривленности, так как понятия "угловой радиус" для нее не существует.
В данном случае линия (одномерное пространство) искривлена относительно плоскости
(двухмерное), на которой она изображена.
Бесконечно замкнутую плоскость (двухмерное пространство) можно
представить в виде поверхности сферы. Тело перемещается по ней в любом направлении,
кроме "вверх" и "вниз", не замечая искривления — как жук, ползающий по дну эмалированного
таза.
Параллельные прямые, совпадающие с меридианами сферы, на таких
плоскостях пересекаются в точках полюсов, а сумма углов треугольника, сторонами
которого являются линия экватора и два меридиана, больше 180о (два
угла при основании уже перпендикулярны)!
В это же время другой выдающийся математик Бернгард Риман поднимает
вопрос о возможной искривленности реального пространства. Так появляется геометрия
многомерных пространств.
Куда
рисовать четвертую ось?
Как представить себе четвертое измерение, если
мы живем в трехмерном мире? Образно — никак. Можно попытаться подобраться к четырехмерному
пространству логически, по
следующим шагам:
1. Кривая линия не совпадает с прямой (одномерным пространством),
потому ее приходится отображать — минимум — на плоскости.
2. Кривую плоскость (представим волнистый шиферный лист) можно
"разместить" только в трехмерном пространстве.
3. А для существования искривленного трехмерного пространства
требуется — соответственно — четырехмерное пространство.
Установить искривленность пространства возможно, не покидая его границ, но
проводя измерения внутри него. Например, подсчитывая избыток в сумме углов треугольника,
вершинами которого являются Земля и две отдаленные звезды (так называемая Гауссова
кривизна). Похожим методом в 1919 году было проведено первое практическое наблюдение
в пользу общей теории относительности.
Пойнтоид: объем "поверхности" четырехмерной
сферы
Таким образом, можно считать, что наша Вселенная
— это трехмерный куб, натянутый на гиперсферу. Назовем его вполне фантастическим
термином: пойнтоид. Такая фигура
бесконечна, но существует в пределах четких границ. Если долго лететь в одном
направлении по такому пойнтоиду, мы рано или поздно вернемся в отправную точку.
Но надо ли долго лететь, если можно срезать через пространство, находящееся "под"?
Проколы
и эффект "дрейфующего листа"
В этом и есть суть гиперпространственных переходов,
какие повсеместно используют фантасты. Берутся две точки в пространстве пойнтоида
(не забываем, что это у нас — форма Вселенной), и как бы сближаются за счет подпространства.
Словно стенки плохо
надутого воздушного шарика. Происходит прокол — и
корабль за короткое время
оказывается в другой точке! Единственная проблема в том, что Вселенная-то наша
хорошо "надута", и
для такого прокола, пожалуй, потребуется энергия, близкая по мощности к Большому
Взрыву.
Потому и ученые-мечтатели, и писатели-фантасты обращаются к
путешествию в подпространстве, где они могут сократить путь если не в миллион,
то, по крайней мере, в полтора раза. Если представить такое путешествие на бумаге,
где окружность — наша Вселенная, то дуга будет обычным путем корабля, а отсекающая
ее хорда — подпространственным.
К сожалению, тут появляется еще одна проблема: как будет корабль
путешествовать в четвертом измерении, если все его двигатели созданы для перемещения
в трех? Тут есть один вариант...
Обратимся к сфере. Допустим, что наш корабль — это сегмент
поверхности сферы, края которого немного закруглены. Если двигатели расположены
на этих самых краях, то они смогут толкать корабль в пространстве. Только такой
полет будет более похож на бессистемный дрейф падающего листа, и на 4D-разворот
экипаж нашего корабля потратит пару миллионов лет.
6. Тоннели, порталы и... и прочие "шары"
Как говорится, возможны варианты. Если мы не можем нормально путешествовать в
гиперпространстве, мы изобретем то, что сделает путешествие комфортабельным, безопасным...
но не научным.
Чтобы не потеряться в конечной бесконечности подпространства,
фантасты изобрели тоннели. В некоторых фильмах (и "Вавилон-5" тому пример) вход
в тоннель обозначается специальными конструкциями — этакими вратами в вакуум.
Когда приходит время врата открыть, внутри конструкции появляется воронка "водоворота"
(обычно фиолетовая — этот цвет красиво гармонирует с чернотой космоса и корабельных
обшивок): туда-то и ныряет корабль-вояжер.
Лукьяненко в своих произведениях тщательно придерживается "тоннельного"
курса (джамп не в счет!), регулярно усложняя жизнь персонажей многоэтапной коррекцией
курса, обреченным аутентизмом "мозгов в бутылках" и дискриминацией женщин по игрек-хромосоме.
С начала
девяностых стало модно обращаться к нуль-Т-порталам и ПМ — передатчикам материи.
Нуль-Т — идея изначально ненаучная, но, безусловно, красивая.
Вспомните, как плавилась поверхность разделительной мембраны в арке "Звездных
врат", прежде чем поглотить путников и переправить их на далекую пустынную планету.
Живописно и практично. Наличие таких порталов в "Гиперионе" помогло Симмонсу построить
Великую Сеть и пустить через порталы реку Тетис. Только шагать в такой портал
не рекомендуется.
Создатель портала, наверное, никогда не сканировал собственной
руки. Или же не клал ее на стекло ксерокса. Достаточно одного малейшего движения,
чтобы картинка смазалась. А теперь представьте себе, что человек переступает порог
портала! Через переносящую плоскость он переходит не сразу, потому как бы становится
разрезанным на миллионы плоскостей
— этакий сыр в терке Борнера. Поскольку частота переноса совпадает с частотой
колебания Вселенной, толщина такого "слоя" не превысит одного атома. Сложные молекулы
распадутся — и уже не соединятся, а если толщина меньше атома — произойдет ядерный
взрыв.
Потому выигрывает здесь передатчик материи, который переносит
сразу часть пространства, находящуюся внутри него, меняя местами содержимое приемника
и передатчика. Планетарные передатчики зачастую передают информацию о содержимом
(как в фильме Кроненберга "Муха"), чтобы потом его синтезировать, а межпланетные
и межзвездные — само содержимое, переносимое через подпространство (как в "Спектре"
Лукьяненко).
Есть еще один вариант, самый, пожалуй, умный из всех. Вернор
Виндж в романе "Пламя над Бездной" создал "теорию зон", на которые в концентрическом
порядке разделена наша галактика. Ближе к ядру — Безмысленная Бездна, дальше —
Медленная Зона, где мы и находимся, потом Край, потом — Переход. В Медленной Зоне
невозможно двигаться со скоростью света (от этого мы и страдаем), а на Краю —
можно перемещаться сколь угодно быстро, тут уж и впрямь все зависит от двигателя.
Чем не ход конем? А вдруг Виндж прав, и наше субсветовое заточение — временное?
7.
А звезды, тем не менее...
"... а звезды, тем не менее, чуть ближе, но все
так же холодны..."
Пламя воображаемых дюз не греет, разве что осыпает тысячами
бредовых идей, по принципу относительности движения все дальше и дальше отталкивающих
нас от нашей сокровенной мечты — понежиться в свете чужих звезд и посадить маки
на отдаленной планете...
Грустно? Так давайте переведем тему разговора!
Где вы предпочитаете срезать: на стопарсековой Аллее Фаст-фудов
— или в Секторе Охотников за головами?
И как там дела на Всегалактическом Конгрессе?
|