Сокровища кинематографа
100 лучших фантастических фильмов
Хит-парад в журнале — это возможность для
каждого читателя почувствовать себя умнее всех сотрудников редакции. Вспомните:
бывало, читаешь подборку, скажем, лучшего оружия киноманьяков и недоумеваешь,
как эти умники не включили то или иное наименование, или поставили разные
предметы в одну категорию. Не спешите крутить пальцами у висков: при
составлении хит-парадов, будь то видеохроники Ктулху или коллекция вантузов, ими
можно вертеть и так, и этак. В этом месяце редакция «МФ» представляет вам свою
подборку лучших фантастических фильмов. Мы убеждены, что, посмотрев их, вы
сможете неплохо ориентироваться в жанре и самостоятельно решать, какие картины
стоят внимания, а какие — ритуального сожжения из огнемета.
Классика
Путешествие на Луну (1902)
Первый фантастический фильм, по крайней мере, на нашей
планете и в нашем измерении. Гигантские грибы, живые планеты и сталкивание
пилотируемого снаряда с края Луны — нет, в 1902 году в это уже не верили.
Мельес снял авангардную комедию, апробируя новейшие спецэффекты того времени.
Аэлита (1924)
Первая экранизация романа Алексея Толстого и первая
полнометражная лента о космическом путешествии. Декорации в стиле
конструктивизма, завуалированные выпады против социалистического строя и
натуралистические съемки. За рубежом «Аэлиту» считают кинофантастикой №1,
повлиявшей на «Метрополис» и «Флэша Гордона».
Метрополис (1927)
Для кого-то это прадедушка
«Эквилибриума» и «Терминатора», для учебников — это шедевр немецкого
экспрессионизма. Кино с другой планеты — вычурное, с непрерывной музыкой,
клоунской мимикой и шикарными пейзажами футуристического города.
Носферату: Симфония ужаса (1922)
Первый фильм о Дракуле — лысом и недовольном.
Лысом — потому что это экспрессионизм, а недовольном, потому что даже в
1922 году были проблемы с авторскими правами. Немое кино, марионеточные
движения актеров и один из самых запоминающихся образов кровососа.
Научная фантастика
Вторжение похитителей тел (1956)
Злым инопланетянам нужны ваши мозги, а очень злым —
ваше тело. Тонкая антисоветская агитка времен маккартианской охоты на
коммунистов оказалась слишком хорошей, чтобы быть списанной на свалку истории.
Живой учебник жанра, ломающий «четвертую стену» (воображаемая стена, разделяющая актеров и зрителей.
«Ломая» ее, актер устанавливает контакт со зрителями — в частности,
обращается к ним напрямик).
Планета обезьян (1968)
История приключений группы астронавтов в будущем Земли,
населенной обезьянами. Такое не снилось ни Уэллсу, ни Дарвину — Робинзон
стал рабом Пятницы. Язвительная и жестокая зоологическая антиутопия про
человеческое уродство в обезьяньей шкуре с длинным хвостом римейков.
Инопланетянин (1984)
Воевать с инопланетянами — к несчастью. С ними лучше
дружить, особенно если пришельца играют роботы за 700 тысяч долларов, 2 карлика
и 12-летний безногий мальчик, а у руля проекта стоит Стивен Спилберг. 4
«Оскара» и звание самого доброго фильма на свете кладут на лопатки любые другие
картины о встрече с братьями по разуму.
Полет навигатора (1986)
На этот фильм юные граждане СССР ходили как минимум семь
раз. Не потому, что единственной альтернативой были трансляции съездов КПСС.
Просто легко было поставить себя на место Дэвида и попасть в окружение чудес
инопланетной жизни. Фильм влезает в подсознание и остается там навсегда.
Почему? Видимо, не обошлось без внеземных технологий.
Трон (1982)
Первый фильм с виртуальными персонажами и компьютерными декорациями.
Главный герой попадает в электронную реальность, где правит программа-диктатор.
Никакого виртуального кунг-фу, ведь на дворе 1982 год. Однако все равно это
бета-версия «Матрицы». Предтеча кино, измеряемого гигабайтами.
Видеодром (1983)
Не смотрите на название этой
рубрики — лучше посмотрите на свой живот. Вдруг там появилась новая
дырочка? Туда будут вставлять видеокассеты, и вам придется убивать! Лучший
фильм Кроненберга, по сравнению с которыми работы Дэвида Линча — скучная
документалистика. Слышите хлопки? Это не аплодисменты — это взрываются
мозги зрителей.
Терминатор 1-2 (1984, 1991)
Классика никогда не была такой
классной: самый харизматичный киборг-убийца, самые опасные парадоксы времени,
самое страшное будущее. Перестрелки и юмор, бездушная машина смерти и сожаление
о неспособности заплакать. Постсоветский термин «супербоевик» здесь как нельзя
кстати.
Вспомнить все (1990)
Все или ничего. Все — это Пол Верховен, Арнольд
Шварценеггер, Филип Дик и завораживающий боевик с элементами шизофрении и
членовредительства. Ничего — это то, что мы имели бы сейчас без такой
картины. Этот фильм — на нашем диске. Посмотрите его и сами все поймете.
Куб 1-3 (1997—2004)
Набор «кубиков» прорубил новую
нишу в жанре фантастических триллеров. Кафкианская фабула логического абсурда,
лабиринт смертельных ловушек, препарирование характеров, фантастические
эксперименты, темпоральные двойники, гиперпространственные конструкты, безумная
надежда на спасение... Вы еще живы?
Космическая фантастика
Звездные войны: Эпизоды I-VI (1979-2005)
Нужны ли вообще комментарии? Культовая космоопера, по
утверждению одних, переродившая весь жанр, а по утверждению других —
похоронившая его. Не поддающаяся объяснению популярность этих фильмов во всем
мире делает шесть эпизодов звездной саги обязательными к просмотру.
Запретная планета (1956)
На самом деле, отнести «Запретную планету» с молодым и тогда
еще серьезным Лесли Нильсеном в главной роли к какой-либо жанровой группе
весьма сложно. Пытаться втиснуть ее в тематические рамки — все равно что
обозвать магистра Йоду жабой. Это нечто другое: думайте о родоначальнике
канонов современной космической фантастики — не ошибетесь.
Космическая одиссея 2001 (1968)
Шедевр Стэнли Кубрика и Артура
Кларка. Для жанр
а он примерно то же самое, что и полет Гагарина для
космонавтики. Фантастика с девяностодевятьюпроцентной научной достоверностью и
фотореалистичными спецэффектами. Фильм, предсказавший многие детали будущего:
плоские экраны, кредитные карты, распознавание голоса, телевизоры в спинках
кресел. Квинтэссенция жанра.
Дюна (1984)
Бытует подозрение, что Дэвид Линч снимает фильмы
исключительно для себя. Его «Дюна» — донельзя самобытная притча,
повествующая совсем не о спайсе, планете Арракис и голубоглазых мутантах. Это
пьеса по мотивам сновидений. Переклички с книгой Герберта минимальны: перед
нами тот случай, когда творческая отсебятина выходит на первый план и местами
сияет ярче оригинала.
Горизонт событий (1997)
Один из первых фильмов Пола В. С. Андерсона привлекает
умелой компиляцией идей из других картин. Здесь отнюдь не безвкусно смешаны
паранойя «Сияния» и мистицизм «Соляриса». После «Горизонта событий» никому не
удалось снять вменяемый космический ужастик без непосредственного участия
зубастых инопланетян.
Звездный десант (1997)
У Пола Верховена получился самый монументальный космический
боевик о противостоянии людей и инопланетных насекомых. Он, конечно, шаблонен,
однако в этом, как ни странно, заключается источник его шарма. Доблесть
космических десантников абсолютизирована настолько, что фильм смотрится как
пародийная сатира.
Пятый элемент (1997)
Эпическая костюмированная феерия
Люка Бессонна. Все сливки фантастических боевиков на сочной комедийной
«клубничке». Самый дорогостоящий фильм французского кино, самые дорогие
спецэффекты европейского кино. Крепкий орешек и Элис устраивают большой
бада-бум.
Миссия «Серенити» (2005)
Полнометражный финал сериала «Светлячок» несколько лет назад
скрасил любителям космической фантастики тотальное безрыбье в этом жанре
кинематографа. Сам факт его съемок — один из редких случаев, когда
возмущение фанатов из-за прекращения показа сериала убедили владельцев
«Двадцатый Век Фокс» пойти им навстречу.
Фэнтези
Темный кристалл (1982)
Культовое фэнтези от создателей
«Маппет-шоу». Здесь нет лягушонка Кермита или мисс Пигги, но эмоциональность
марионеток достойна шекспировских пьес. Ручная, во всех смыслах слова, работа.
Борьба Добра и Зла, природа гармонии и гармония природы — все очень
серьезно. Премия «Сатурн» (фэнтези-фильм года), номинации на «Хьюго» и BAFTA.
Конан 1-2 (1982, 1984)
Единственная и самая популярная
экранизация произведений Роберта Говарда, идеал жанра «мясо и магия». В 1985
году была еще «Рыжая Соня», но это как фальшивая елочная игрушка —
блестит, а радости никакой.
Бесконечная история (1984)
Фэнтези Вольфганга
Петерсена — большого мастера блокбастера, во время просмотра которого
зрители не скажут «Вау!», а по пути домой начнут переводить старушек через
улицы. Тонкая, умная и в то же время восхитительно наивная сказка. Настоящий
гимн человеческому воображению — торжественный и завораживающий.
Легенда (1985)
Ридли Скотт + Том Круз +
волшебство = один из лучших образцов вневозрастного кинофэнтези. Настоящие, а
не компьютерные декорации, атмосфера сказки без фальшивых бород и музыки
Диснея, кусочки души создателей фильма в каждой минуте экранного времени —
визуальное лакомство для поклонников жанра и тех.
Уиллоу (1988)
Джордж Лукас написал сценарий, в
котором волшебные существа действительно уникальны, не позаимствованы у
Толкина, а сюжет вечен. Фильм поставил рекорд по количеству актеров-карликов,
впервые использовал технологию морфинга для превращений, провалился в прокате
и, как это часто бывает, вскоре стал культовым.
Властелин Колец 1-3 (2001—2003)
Зрители принесли в кинотеатры 3
миллиарда долларов. Киноакадемики отдали Джексону 17 «Оскаров» (65,5
килограммов позолоченного олова), которые он не имеет права продавать (должен
сперва предложить Киноакадемии выкупить их по 1 доллару за статуэтку). Трилогия
обогнала по сборам «Звездные войны» и «Гарри Поттера» и стала самым популярным
кинопроектом в истории.
Гарри Поттер (2001-2007)
Самое популярное фэнтези начала 21
века получило достойную экранизацию. Уникальный проект, организованный по
принципу артхаусных сборников (одна тема, но разные режиссеры с уникальной
художественной техникой), стал эталоном современного кинофэнтези. Фильмы,
растущие вместе со своими зрителями. Они не делают истории: они сами —
история.
|