Почему терминатор смеется?
Терминатор 3: Восстание машин / Terminator 3: Rise of the Machines
Режиссер: Джонатан Мостоу
В ролях: Арнольд Шварценеггер, Ник Сталл, Клейр Дэйнс,
Кристана Локен.
Жанр: фантастика/триллер/боевик
Статус: самопародия
Легенда
фантастического кинематографа. Эпохальный фильм своего времени. Каких только эпитетов
не давали "Терминатору-2"! Фанаты не верили в окончание войны с роботами и ждали
двенадцать лет. Дождались?..
Пожалуй, самое
забавное в T3 — непробиваемая уверенность фанатов в том, что он крут. Уже
и общественное мнение, и результаты сборов, и критики, и люди в том же кинозале
— все свидетельствуют о провале картины, о неоправданности
ожиданий, так
нет, лучший фильм года, не меньше.
Долго ожидаемый и долго готовящийся фильм снят как "плановый
блокбастер", с изрядной долей старания в мелочах (порой весьма результативного
старания) и с полным, либо частичным
провалом по всем основным позициям: интересность и
логичность сюжета, крутость спецэффектов, напряженность действия, новое слово
в жанре.
Просто обсуждать получившуюся картину — все равно, что ограничиваться
подсчетом следствий. Мы сделаем срез и предпочтем обратиться к причинам. Почему
Терминатор получился таким, и почему другим он быть не мог в принципе — вот основной
вопрос, на который стоит дать себе ответ. Ибо люди знающие давным-давно предсказали
судьбу Т3, и нам неплохо
бы научиться предсказывать так же хорошо, как они.
1.
Синдром "машинки для денег"
Фильм делают прежде всего продюсеры. Режиссер, сценарист и актеры
часто являются лишь инструментами для отделки, в то время как продюсеры контролируют
процесс
набора группы исполнителей,
а затем оказывают давление на них уже в процессе съемки. От продюсеров изначально
зависит, какого разряда будет фильм. И если продюсер удачен,
он умудряется соблюсти грань
между "найти нужных людей" и "не помешать им".
|
Продюсерами всех трех "Терминаторов" по воле судьбы стала весьма
эксцентричная пара — Марио Кассар и Эндрю
Вайна, успех
которых в жизни по сути и был успехом 1 и 2 серий, так как все остальные проекты
их студии Carolco или принесли слишком мало прибыли, или стали провальными
(студия даже закрылась, обанкротившись). Продюсеры старого образца, Кассар и Вайна
привыкли жестко контролировать все этапы съемки,
и жертвовать всем ради прибыльности проекта, не раздумывая. Если такой человек,
как Кэмерон, отвоевал себе независимость (почему и снял хорошее кино, особенно
во второй раз), то сегодня постаревшие начальники отлично понимали:
им нужен успех, иначе других проектов не будет. Потому подход к Терминатору был
такой: все, что помогает коммерческому успеху — шаг
вперед, все остальное
— два шага назад.
Ну и что, может сказать кто-то, все так делают, в Голливуде
вообще снимают только
коммерческое кино. Но, во-первых, Голливуд стремится снимать качественное кино,
которое стало бы кассовым, и оценивает свои фильмы именно по балансу этих двух
составляющих, тогда как в Т3 сей баланс перекошен на девяносто градусов (качество
низкое, все ориентируется на прибыль). А во-вторых, применительно к "Терминатору"
этот синдром вообще имел зашкаливающие показатели, ибо плюнули продюсеры буквально
на все.
2.
Верчу, как хочу
Вооружившись калькуляторами, Кассар и Вайна отправились заключать договоры. Кэмерон
отпал практически сразу же, потому что предоставить ему сомнительную творческую
свободу продюсеры не могли — кто его знает, чем это кончится? Да еще и зарплату
такой именитый реж иссер
получать будет зашибенную,
так что лучше — ну его, возьмем кого попроще, тема выигрышная, любой справится.
Линда Хемильтон (Сара Коннор в Т1 и Т2) недовольна тем, что в третьей серии быстро
умирает?
Так она старая уже, на кой она нужна. Пусть Сара Коннор умрет вообще до начала.
В честь старой дружбы — от лейкемии. Ферлонг (Джон Коннор
в Т2), здравствуй,
милый родной Ферлонг... Сколько ты хочешь?!.. Нееет, ну кто такой этот Ферлонг? Спившийся алкоголик и
наркоман. Мы вообще не можем ставить себя в зависимость от человека, который может
обколоться на съемках. И какой пример он будет подавать детям?
Так было со всем. Спецэффекты заменили на грим, цифру на макеты
и куклы. При этом
огромная часть 170 млн., как обычно, пошла налево, потому что куда были потрачены
эти деньги в случае столь жесткой экономии, нам непонятно. Единственное достоверное
известие — гонорар Шварценеггера (здесь Кассар с Вайдой сделать ничего не могли
по определению): 30 миллионов получил Арни, и вполне заслуженно — в процессе съемок
два перелома, несколько растяжений и мелких травм.
3.
На корабле сегодня качка
Когда
проект находится не в твердых уверенных руках человека, поставившего перед собой
творческие задачи, а в жадных руках людей, творческим осмыслением фильма не занимавшихся,
на съемочном корабле начинается качка. Один только
сценарий доверяли разным сценаристам и переписывали больше десятка раз (не считая
мелких поправок, которые вносились чуть ли не каждую неделю). Эти колебания продолжались
и в процессе съемок, что не могло не отразиться на фильме — он получился
весьма разноплановым даже
с точки зрения стиля (сравните погони и мордобой с финалом, или попытки начального
осмысления происходящего с постоянным юмором и иронией).
4.
Было, что было, а иначе и быть не могло
Многие удивляются, как Мостоу сумел (и посмел)
превратить такой внушительный боевик, как "Терминатор", в комедию, а такую внушительную
фигуру, как Шварценеггер — в комика. Однако, если задуматься, действия
режиссера вполне понятны. Даже
культовые вещи
претерпевают
изменения, повинуясь времени. И в третий раз, в наше урбанизированное время, пронизанное
жестокостью в реальности, внимать пафосному вещанию о мировой угрозе от роботов,
которое мы поглощали 12-20 лет назад, было бы не просто смешно, а идиотично. Роль
Мостоу в этой серии по большому счету состояла в том, чтобы перекинуть мостик
между прошлым с его мрачными
угрозами и будущим с его жестким действием. Мостоу с этой задачей справился, потому
что,
смеясь над Терминатором
и нелепостью происходящего, зрители позволили себе расслабиться,
и вместе с шутками да мелькающим действием, пустым для головы, впустили в себя
основную мысль: скоро — "Терминатор 4", в котором все будет серьезнее. Человеческая
цивилизация, посопротивлявшись две серии, все же рухнула. Одинокие роботы в настоящем
уже не страшны, и произошел переход, настало время тотального уничтожения — действие
перенесено в грядущее (о чем Кэмерон мечтал с самого начала). Смех смехом, но
ждать-то его придется теперь вполне серьезно.
|
|
|