Иди
за кроликом
"Донни Дарко” и парадоксы времени
Алиса-то не так уж удивилась, когда услыхала, что
Кролик сказал: "Ай-ай-ай! Я опаздываю!”... ...Но когда Кролик достал из жилетного
кармана (да-да, именно!) ЧАСЫ (настоящие!) и, едва взглянув на них, опрометью
кинулся бежать, тут Алиса так и подскочила!... ...Сгорая от любопытства, она со
всех ног
помчалась вдогонку за Кроликом... ...Она поспела как раз вовремя,
чтобы заметить, как он скрылся в большой норе под колючей изгородью. В ту же секунду
Алиса, не раздумывая, ринулась за ним.
Льюис Кэрролл, "Алиса в Стране Чудес”
Опытные кинолюбители, конечно
же, знакомы с таким явлением, как "неизвестный шедевр”. Это, если вкратце, представляет
собой фильм великолепного качества: стиль, режиссура, сценарий, игра актеров — все на высоте, однако большинство зрителей никогда не слышали о нем. Такие картины
показываются лишь в некоторых кинотеатрах. Они выпускаются на кассетах и DVD ограниченным
тиражом. Те, кто случайно увидел это кино, остается от него в восторге. Почему
так происходит?
Хорошие примеры таких картин: "Святые из Бундока” (1999), "Помни”
(2000), "Порок” (2001) или "Донни Дарко” (2001) — тот самый фильм, который предлагается
вашему вниманию на DVD-диске этого номера.
Летайте самолетами Аэрофлота
"Донни Дарко” стал одним из первых фильмов, ознаменовавших
собой новую эру молодых голливудских режиссеров. Нет, кризиса кадров на "Фабрике
грез” в конце 20 — начале 21 века, конечно же, не было, однако именно в этот период
продюсеры стали обращать более пристальное внимание на новые фамилии и нераскрытые
таланты — тех, кто действительно мог бы влить "свежую кровь” в калейдоскоп надоевших
кинематографических штампов.
|
|
Интересно,
можно ли заставить
обычного человека воткнуть
топор в голову бронзовой
статуе? |
В
2002 году вышел фильм «28
дней спустя». Может быть, его
авторы искали вдохновение в
«Донни Дарко»? |
Одним из
таких юных дарований (юных — в буквальном смысле слова, так как на момент съемок
фильма ему исполнилось 26 лет) был Ричард Келли — режиссер, который утверждал,
что образцом для творческого подражания ему служат два фильма: "Звездные войны:
Эпизод 5 — Империя наносит ответный удар” (1980) и "Безумный Макс 2” (1981).
Ричард Келли согласился написать сценарий "Донни Дарко” и возглавить
съемки фильма за гонорар в $9000 (!!!) — сумма, по голливудским меркам не
просто маленькая, а издевательская и неприличная |
Старт в прокате был удручающим. Кое-какие деньги удалась собрать за счет продажи
кассет, но в целом "Донни Дарко” получил негласное клеймо "отстой” и отправился
на кинематографическое кладбище — до тех пор, пока в свет не вышла обновленная
версия этого фильма. Туда были добавлены новые сцены, изменен саундтрек. После
этого картина стала не только яснее и понятнее — она выскочила на торговые прилавки,
как черт из коробочки, и сразу же оказалась культовой (естественно, на DVD "Мира
фантастики” — обновленная версия фильма).
У каждого уважающего себя фильма есть "таглайны” (taglines — подзаголовки,
или попросту лозунги). "Донни Дарко” не был исключением:
Ты никогда не можешь зайти слишком далеко...
Что ты сделаешь, если узнаешь свое будущее?
Бойся темноты (игра слов: "dark” — англ. "темнота”).
Темно. Темнее. Дарко. (аналогично — Dark,
Darker, Darko).
Зачем ты носишь этот глупый костюм человека?
|
|
Матрица
меняет структуру? |
Фильм начинается многообещающе — главным героем выступает молодой человек приятной
наружности, о котором зрителю сообщается, что он только что "перестал принимать
таблетки”. Вскоре выясняется, что этими таблетками были нейролептики, а Донни
— не романтический мечтатель, а заурядный клинический шизофреник (галлюцинации,
голоса в голове и прочие радости жизни).
Как и следовало ожидать, по ходу фильма диагноз себя полностью
оправдывает — ночью 2 октября 1988 года на пороге дома нашего героя появляется
огромный (ростом с человека) говорящий кролик Фрэнк. Причем не пушистый миленький
зверек, каким его принято изображать в детских мультфильмах, а на редкость страшная
коряга с кривыми ушами, безумными глазами и недоброй оскаленной улыбкой.
Помимо этой очевидной странности, кролик выделялся еще и тем,
что он подозрительно напоминал человека, одетого в карнавальный костюм. Это милое
животное сообщило Донни, что ровно через 28 дней, 6 часов, 42 минуты и 12 секунд
наступит конец света.
В довершение всех этих прелестей, на дом главного героя падает
здоровенная самолетная турбина.
|
|
А
кролик-то одноглазый! |
Некоторые критики усмотрели в кролике Фрэнке отсылку к фильму
"Харви” (1950), где у главного героя был точно такой же друг — огромный
кролик Харви, оказавшийся в итоге никем иным, как "пука” ("puca” — в ирландском фольклоре — волшебное существо из рода эльфов).
Сам режиссер категорически отвергает это, заявляя,
что ни разу не видел данный фильм. |
|
Все
будет хорошо. |
В фильме вскользь говорится о том, что лекарства, принимаемые Донни, на самом
деле были обычными плацебо (от лат. "placeo” — быть довольным; т.е. имитация лекарства,
оказывающая на пациента чисто психологическое воздействие). Таким образом, одной
из трактовок картины (забегая вперед, скажем, что сюжет
можно истолковывать по-разному)
можно считать то, что Донни испытывал галлюцинации под действием самовнушения
— ведь он был уверен, что прекратил принимать настоящие таблетки от шизофрении.
Что именно происходит дальше? Фрэнк руководит Донни, подсказывая
ему некие действия (хулиганские и даже жестокие), которые нужно совершить для
того, чтобы цепочка причинно-следственных связей выстроилась в определенной последовательности.
Для чего? Чтобы спасти вселенную от коллапса.
Дело в том, что Донни должен был погибнуть в ту ночь, когда
на его дом упала турбина самолета. Официальное расследование этого происшествия
показало, что никакого самолета в том районе в то самое время не было. Следовательно,
турбина появилась из ниоткуда. Это — первая подсказка к сюжету фильма,
который в самых общих чертах выглядит следующим
образом.
|
Никогда
не слушайте советы
сумасшедшего кролика. |
Да, наш герой должен был погибнуть под турбиной. Но в тот самый
момент, когда он услышал голос Фрэнка и вышел из дома, Донни перенесся в параллельную
вселенную — мир, очень похожий на тот, где он родился, за исключением пары мелочей,
связанных с парадоксами путешествия по пространственно-временному континууму (например,
вышеупомянутое отсутствие самолета). То есть, по сути дела, турбина упала уже
в альтернативном измерении.
Новая вселенная крайне нестабильна. Если верить таинственному
Фрэнку, ее коллапс произойдет через 28 дней. Что самое неприятное — эта катастрофа
уничтожит также и "основную” вселенную.
Донни Дарко является в некотором смысле "избранным” — он обладает
способностями, которые позволяют менять ход истории в альтернативной вселенной.
И у него есть лишь 4 недели, чтобы попытаться спасти мироздание, сделав так, чтобы
события той ночи повторились, но их финал был бы другим — тем, каким он должен
быть изначально.
Здесь мы сталкиваемся с забавным парадоксом времени, который
уже описывался в статье "Сквозь время” ("Мир фантастики”, №2(18), февраль 2005).
Дело в том, что если бы Донни не перешел в альтернативную вселенную, то турбина
бы не упала, так как ее появление обусловлено именно этим переходом. Если вы посмотрите
фильм, то также поймете, что, попав в новую вселенную (кстати, вероятно, что Донни создал ее сам), главный герой создал условия для появления турбины,
но еще не направил ее в первоначальный мир (так называемое "кольцо времени”).
|
На
протяжении всего фильма
за Донни следил странный
человек в красном. |
Это интересно: |
|
В
этом кинотеатре показывают
два совершенно
несовместимых фильма. |
- В фильме снималась
сестра
Джейка Джиленхала
— Мэгги, которая, как вы уже, наверное, догадались, сыграла роль его
(Донни Дарко) старшей сестры Элизабет.
- Отец режиссера
Ричарда Келли в 1970-х работал в NASA над программой марсианского модуля
"Викинг”. Он разработал камеру, которая сделала первые качественные
снимки красной планеты.
- У зрителей часто
возникают мысли о том, что название картины как-то связано с гангстерской
драмой Донни Браско (1997). Режиссер категорически отрицает это.
- Фильм был снят
за 28 дней — то же самое время, которое отведено на события его сюжета.
- В начале фильма
мать Донни читает книгу Стивена Кинга "Оно” о воплощении детских страхов,
имеющем облик клоуна. В конце фильма одного из персонажей сбивает машина,
из которой выскакивает клоун.
- Имеется несколько
предположений относительно того, кто сказал, что "Дверь на чердак” (cellar
door) — самая красивая фраза в английском языке. Режиссер Ричард Келли
во время одного из своих интервью предположил, что автор этого высказывания
— Эдгар По. Однако Хамфри Карпентер, в своей работе: "Толкин: Биография”
утверждает, что это было сказано автором "Властелина Колец”.
- Обратите внимание
— в кинотеатре, где Фрэнк показывает Донни портал, зрителям предлагаются
два совершенно неподходящих друг другу фильма: "Зловещие мертвецы” и
"Последнее искушение Христа”. Кстати — этот театр действительно существовал
(Aero Theatre, Санта-Моника, штат Колорадо), но был закрыт в 2003 году.
- На плакате фильма
использовался шрифт в псевдоарабском стиле. После событий 11 сентября
2001 года его заменили обычным, хотя в самом фильме этот шрифт остался.
|
Цытаты |
|
Всякое
живое существо на
планете умирает в одиночестве. |
Гретхен: Ты какой-то странный...
Донни: Извини...
Гретхен: Нет, это был комплимент.
Гретхен: Донни Дарко... Что это, черт возьми,
за имя? Так обычно зовут супергероев или типа того...
Донни: А почему ты думаешь, что это не так?
Роберта Спэрроу: Всякое живое существо на этой
планете умирает в одиночестве.
Гретхен: Моя мама подала на отчима в суд...
У него были... эмоциональные проблемы.
Донни: О, да! У меня тоже есть эмоциональные
проблемы!
Гретхен: Он четыре раза ударил ее ножом в грудь.
Донни: Ох...
|
Философия
путешествий во времени
DVD с "Донни Дарко” содержит ОЧЕНЬ важный источник
информации, без которого мы не сможем полностью оценить замысел этого фильма,
— книгу "Философия путешествий во времени” ("The Philosophy of Time Travel”),
написанную Робертой Спэрроу — она же "Бабушка Смерть” в фильме.
|
Лучший
подарок — книга. |
|
Вступление. |
Вступление
Прежде всего, хочу поблагодарить сестер ордена
Святого Иоанна в Александрии, штат Вирджиния, за их неоценимую (по моему мнению)
помощь. Милостью Божьей, это:
Сестра Элеанс Льюис
Сестра Франческа Годар
Сестра Элен Дэвис
Сестра Катерина (Арнольд)
Сестра Мэри Ли Понд
Сестра Вирджиния (вязальщица)
Данная книга написана в качестве простого и доступного руководства
во время великой опасности.
Я молюсь за то, чтобы все изложенное в ней осталась плодом
моего воображения.
В противном случае я молюсь за тебя, читатель.
Если я еще буду жива, когда описанные события произойдут, надеюсь,
ты свяжешься со мной до того, как будет слишком поздно.
Роберта
Энн Спэрроу, октябрь 1944
|
Глава
1. Другой мир. |
Глава
1. Другой мир
Над нашим миром нависла великая угроза. Повсюду
войны, чума, голод и прочие невзгоды. Смерть идет к нам.
Четвертое измерение времени — реальное и стабильное явление,
которое вполне доступно для нас.
Случаи возникновения аномалий в нем редки, хотя и не исключены.
Когда возникнет другой мир (tangent universe — тангенциальная,
касательная вселенная; прим. МФ), он будет крайне нестабилен и просуществует всего
несколько недель.
Коллапс другого мира создаст черную дыру, которая поглотит
все сущее.
|
Глава
2. Вода и металл. |
Глава
2. Вода и металл
Вода и металл — ключевые элементы путешествий
во времени.
Вода — основной материал для создания порталов между мирами.
Металл — промежуточный элемент, из которого сделаны Артефакты.
Глава 4. Артефакты и люди
Когда появится другой мир, возникнет воронка.
Люди, живущие около нее, окажутся в совершенно другой, опасной вселенной.
Первым признаком этого будет появление Артефактов.
|
Глава
4. Артефакты и
люди. |
При обнаружении
последних людям следует хранить и изучать их. Примером могут служить такие Артефакты,
как металлический наконечник стрелы, принадлежащий культуре майя, или меч из средневековой
Европы.
Артефакты, вернувшиеся из другого мира в первоначальный мир,
становятся объектами религиозного поклонения.
Божественное вмешательство является единственным подходящим
объяснением причин появления Артефактов.
|
Глава
6. Хранитель. |
Глава
6. Хранитель
Задачей Хранителя является возвращение Артефакта
в первоначальный мир.
Никто не знает, как или почему человек становится Хранителем.
Хранитель благословлен великими силами. Он сильнее обычного
человека, обладает способностью к телекинезу, контролю разума, пиро- и гидрокинезу.
Когда Хранитель попадает в другой мир, его одолевают странные
видения, сны и голоса.
Хранителя окружают Управляемые. Они будут страшиться его и
сделают все, чтобы он умер.
Глава 7. Управляемые люди
Управляемыми людьми являются близкие друзья
и родственники Хранителя.
Они склонны к необъяснимому, странному, жестокому поведению.
Это — неизбежное последствие их основной задачи, которая заключается в том, что
они будут невольно помогать Хранителю вернуть Артефакт в первоначальный мир.
Управляемые люди сделают все, что угодно, лишь бы спасти себя
от Забвения.
Глава 10. Управляемые мертвецы
Управляемый мертвец гораздо могущественнее
Хранителя. Если человек умрет в другом мире, он сможет связаться с Хранителем
в первоначальном мире посредством Конструкта четвертого измерения.
Конструкт четвертого измерения сделан из воды.
Управляемый мертвец будет манипулировать Хранителем, используя
упомянутый Конструкт.
Управляемый мертвец будет подстраивать все так, чтобы Хранитель
шел к своей цели.
Если это удастся, то у Хранителя не будет иного выхода, чем
отправить Артефакт назад во времени в первоначальную вселенную, предотвращая таким
образом коллапс черной дыры.
|
|
|
Глава
7.
Управляемые люди. |
Глава
10.
Управляемые
мертвецы. |
Глава
12. Сны. |
Глава
12. Сны
Когда Хранитель просыпается после своего путешествия
по другому миру, его посещают странные сны о прошлом.
Многие из них вскоре забудутся.
Остатки воспоминаний будут терзать Хранителя.
Древние мифы рассказывают о воине майя, убитом наконечником
стрелы, упавшем с утеса. Но там не было ни армии, ни врага.
Нам рассказывают о средневековом рыцаре, убитом мечом, появившимся
из ниоткуда.
Нам говорят, что все это не случайно.
|
В
груди каждого человека
находятся сферы судьбы. |
Из картотеки шедевров |
Название: Донни Дарко (Donnie Darko)
Производитель: Adam Fims Productions, Flower Films,
Gaylord films, Pandora Cinema
Год выпуска: 2001
Длительность: 113 минут.
Бюджет: $4,5 млн.
Режиссер: Ричард Келли
Сценарист: Ричард Келли
Актеры: Джейк Джилленхал, Мэгги Джиленхал, Холмс
Осборн, Патрик Суэйзи, Марк Хоффман, Дэйви Чейз, Джеймс Дювал, Мэри МакДоннел,
Артур Таксиер, Дрю Берримор
Кассовые сборы: $1,270,522 млн. (включая мировой
прокат) |
Странный шедевр
"Донни Дарко” — безусловно выдающаяся картина.
Она чем-то напоминает работы Дэвида Линча, однако в ней нет той яркой манифестации
безумия, которая переворачивает все с ног на голову и оставляет зрителя одураченным.
Напротив, в этом фильме присутствует неуловимое очарование романтичности, которое
определяется особым отношением главного героя ко всему окружающему миру.
|
Смех
в конце фильма — это
вовсе не обязательный признак
хэппи-энда. |
"Донни
Дарко” необычен, даже странен. Его нельзя назвать постмодернистской картиной —
он честен и самобытен. Его сложно отнести к какому-либо жанру (именно поэтому
у режиссера были проблемы с поиском дистрибьютора в США), в нем нет однозначно
счастливой концовки, его сюжет может быть истолкован по-разному — причем некоторые
интерпретации зачастую противоречат друг другу, однако, вместе с тем, "Донни Дарко”
является общепризнанным шедевром "странной” фантастики — умной, загадочной и оригинальной.
Музыка в фильме |
|
Нет,
ребята, я не Багс Банни... |
1. Carpathian Ridge 1:35
2. The Tangent Universe 1:50
3. The Artifact and Living 2:30
4. Middlesex Times 1:41
5. Manipulated Living 2:08
6. Philosophy of Time Travel 2:02
7. Liquid Spear Waltz 1:32
8. Gretchen Ross 0:51
9. Burn it to the Ground 1:58
10. Slipping Away 1:17
11. Rosie Darko 1:25
12. Cellar Door 1:03
13. Ensurance Trap 3:11
14. Waltz in the 4th Dimension 2:46
15. Time Travel 3:01
16. Did you know him 1:46
17. Mad World 3:07
18. Mad World (Alternate Version) 3:37 |
|