Кинофантастика в представлении пост-советского зрителя.Кратко о статье: Советская
кинофантастика - самобытное явление в мировом приключенческом кино. В
золотом фонде кинематографа она представлена "Солярисом" и "Сталкером".
Но наши родители под научно-фантастическим фильмом подразумевали,
скорее всего, оптимистическую и пафосную картину о далеких звездных
экспедициях... Советские космические киноэкспедиции
Заправлены в планшеты
Космические карты,
И штурман уточняет
В последний раз маршрут.
Давайте-ка, ребята,
Закурим перед стартом:
У нас еще в запасе
Четырнадцать минут.
(В. Войнович)
Советский космос — самый советский во Вселенной. Для энтузиастов социалистического
строительства космос был не просто межзвездным пространством. Это было место,
где, как и в сугробах тайги, и на полях целины, и на пыльных тропинках далеких
планет непременно "останутся наши следы". И тогда не только в Заполярье и Зауралье,
но обязательно "и на Марсе будут яблони цвести".
В кого играли советские дети? В Чапаева и в космонавтов.
Потому что шашка и лихой конь вполне были заменимы на скафандр и ракету.
И сколько бы сегодня ни иронизировали над советской восторженностью,
но все-таки в космос первыми полетели мы. Мечтало все человечество, а полетели
— мы, которым и мечтать-то не очень было позволительно. Но все равно мечтали и
фильмы снимали. Из наиболее известных картин попробуем составить Хронологию советских
космических киноэкспедиций.
1924
г. Экспедиция I
Корабль: аппарат системы инженера Лося
Цель: Марс
Фильм: "Аэлита"
"Аэлиту" принято считать первенцем отечественной кинофантастики. К
сожалению, именно в фильме
классика дореволюционного кино Якова Протазанова были заложены порочные принципы
отношения к научной фантастике в советском кино. И дело не только в том, что сюжет
романа Алексея Толстого, изрядно перекроенный, занимал меньшую часть картины,
вытесненный бытовой линией. В финале Лось, которому всего лишь приснился полет
на Марс, ничтоже сумняшеся сжигал чертежи ракеты, мол, "есть у нас еще дома дела".
И хотя чертежи, как и рукописи, не горят, принцип "синицы в руках", как проклятие,
будет преследовать наш НФ-кинематограф еще долго.
|
|
Прекрасная
принцесса Марса ("Аэлита"). |
1936
г. Экспедиция II
|
Первый
ракетоплан назывался,
естественно, "Иосиф Сталин"
("Космический рейс"). |
Корабль : Ракетоплан "Иосиф
Сталин"
Цель:
Луна
Фильм: "Космический рейс"
"Мы рождены, чтоб сказку сделать былью" — так пели в 30-е годы. "Мы в СССР должны
создать научно-фантастический фильм о жизни в нашей стране через 6-10 пятилеток",
— писал в 1934 году журнал "Советское кино". Эпоха индустриализации потребовала
от фантастики выполнения чисто познавательных функций.
Нужны были "свои Жюль Верны".
Последовало соответствующее постановление ЦК ВЛКСМ— и конкурс сценариев на базе
кинокружка Московского Дома ученых.
Но все осталось на уровне благих намерений. В конце концов,
договориться ученому и кинематографисту удалось, независимо от указаний свыше.
Молодой режиссер, ученик
Эйзенштейна Василий Журавлев и великий Циолковский создали "Космический рейс",
почти практическое руководство для будущих полетов. Основоположник космонавтики,
по воспоминаниям, консультировал авторов с "почти детской увлеченностью", будто
"действительно был на Луне и самолично пережил все то, о чем рассказывал".
Научная сторона фильма была почти безупречной. Кроме устаревших деталей (старт
с эстакады, противоперегрузочные ванны), все остальное впечатляет и сегодня. Более
того, как
рассказывал Журавлев
в 80-е годы автору этих строк, после телепоказа фильма коллеги говорили: "Сегодня
нам такое не поднять".
Ну а художественный уровень был намеренно занижен ("чтобы не
вытеснять науку").
Штамп громоздился на штамп: конфликт новатора и консерватора, непременный космический
пассажир-"заяц" и т.п. Но главное — дух эпохи, наивной веры в сказочный коммунизм
был сохранен. Ракетоплан взлетал над Москвой будущего, смоделированной по тогдашним
передовым эскизам — с Дворцом Советов на месте Храма Христа Спасителя и прочими
небоскребами.
Однако опыт "Космического рейса" пропал даром. Не был реализован
следующий НФ-замысел — "Голубая звезда" по сценарию Толстого в постановке сказочника
Александра Птушко о полете на Венеру, планету динозавров. Фильм об этом — "Планета
бурь" — появится только спустя четверть века.
|
Экранизация
первого
фантастического
романа С. Лема
("Безмолвная звезда"). |
1954
г. Экспедиция неосуществленная
Среди
похороненных замыслов космической кинофантастики, наверное, обиднее всего за неснятый
фильм великого Александра Довженко "В глубинах космоса", план которого сохранился
в архиве режиссера. Несмотря на злободневную антиимпериалистическую направленность
и излишний мелодраматизм, во многом замысел был пророческим и предвосхищал фильмы
будущего. Тут и парадокс Эйнштейна со временем (примененный в "Москве — Кассиопее"),
и экологическая катастрофа (как в "Через тернии к звездам"), и возвращение "блудного
космонавта" (в точности — финал "Соляриса") и даже — цитирую — "музыкальная тишина
космоса" (опробованная в "Большом космическом путешествии"). Это
должна была быть, по словам
автора, "новая поэма о вечном огне Прометея".
|
|
Роботы
и катера — такой техникой экипировали героев
"Планеты бурь". |
1958-1963
гг. Экспедиции III, IV, V, VI
Корабли: ракеты "Родина", "Метеор", "Тайфун",
"Океан", "Сириус", "Вега", "Капелла"
Цели: планета Венера, спутник Фобос, астероид Икар,
звезда Солнце
Фильмы: "Планета бурь", "Небо зовет" и др.
Всероссийское совещание по НФ и приключенческой литературе
в 1958 году официально завершило так называемый период "ближнего прицела". Пока
литераторы чурались запретной космической темы, ученые запустили первый спутник.
Бум фантастического кино подхлестнул в 1959 г. выход (в том
числе
и на советских экранах) фильма "Безмолвная звезда" (ГДР-Польша). В его основе
лежал
первый научно-фантастический
роман С. Лема "Астронавты", повествующий об экспедиции на Венеру.
|
Цель
экспедиции — за стеклом
иллюминатора ("Небо зовет"). |
Отечественные кинематографисты не замедлили откликнуться целой
обоймой скороспелых космических фильмов, причем ставились они преимущественно
на научно-популярных студиях — инерция давала себя знать. Хотя объективно именно
эти студии были наиболее подготовлены к космофильмам. Они нередко использовали
фантастические элементы в утилитарных целях — показывая перспективы развития.
Так, известный режиссер Павел Клушанцев после учебных фильмов "Вселенная" и "Дорога
к звездам" совместно с писателем Александром Казанцевым
снял "Планету бурь". Сценаристам фильма "Я был спутником Солнца", по их признанию,
"волей-неволей пришлось воспользоваться средствами фантастики". А киевлянин Михаил
Карюк вслед за Журавлевым и Клушанцевым эксплуатировал талант художника Юлия Швеца
для создания космического антуража ("Небо зовет", "Мечте навстречу").
Все фильмы были схожи своими недостатками: научными ляпами
(типа шампанского в невесомости), робостью выдумки (дальше Марса не залетать!)
и шаблонностью героев (васнецовские богатыри в скафандрах). И везде веял агитационный
дух — положительные космонавты борются против порочных астронавтов. Что, впрочем,
не помешало Р. Кормену и Ф. Копполе перемонтировать эти фильмы для
американского проката. Так "Небо зовет" превратился в "Битву за Солнцем", а "Планета
бурь" — в... "Планету доисторических женщин"!
Такая дискредитация фантастики опять отпугнула большинство
деятелей советского кино. Плановый сценарий Казанцева "Гости из космоса" остался
на бумаге.
1967
г. Экспедиция VII
|
Советские
пионеры: из-за
парты — в космос!
("Москва — Кассиопея") |
Корабль: звездолет "Тантра"
Цель: Железная звезда
Фильм: "Туманность Андромеды"
Строго говоря, роман "Туманность Андромеды" так и не был экранизирован.
Была снята только первая серия — "Пленники Железной Звезды", название которой
исчерпывало содержание. Режиссер приключенческих
лент
Евгений Шерстобитов чувствовал себя на коне, снимая эффектные сцены на планете
Тьмы,
с
чудовищами и
инопланетным кораблем. Ну а киноутопия о коммунизме, естественно, не получилась
по причине ложной идеи. Ведь и этапный роман Ивана Ефремова в социальном плане
устарел, а в психологическом — и в свое время был однообразным.
Авторов фильма подвел излишний пиетет к первоисточнику. Герои Ефремова должны
были сочетать физическую красоту античности с духовной красотой Возрождения. На
экране было проще воплотить первое — и мы видим много действительно красивых мужчин
и женщин. "Мускулам отдано явное предпочтение перед разумом", — писала критика.
Эстетика фильма напоминала обложки тогдашних популярных
журналов типа "Техника — молодежи", в частности, сцена обряда Подвигов Геркулеса
сильно смахивала на пионерскую линейку.
Безвременная кончина исполнителя роли Дара Ветра — "профессионального
русского богатыря" Сергея Столярова — остановила работу над продолжением картины.
Но нетрудно представить, что мы бы увидели во второй серии: мультсеанс цветомузыки,
хореографию праздника Пламенных Чаш, спецэффекты Тибетского опыта и тропическую
мелодраму Мвена Маса и Чары Нанди. А идеи о будущем искусства, о конфликте с природой
и о новой морали были бы продекламированы хорошо поставленными голосами...
Что ж, писатели Емцев и Парнов еще в 1965 году предупреждали,
что возврат к "Туманности
Андромеды" бесплоден и невозможен. Правда, есть мнение, что имя "звездновоиновского"
Дарта Вейдера — всего лишь искаженное "Дар Ветер". Вот уж действительно: "Нам
не дано предугадать, как слово наше отзовется".
|
|
"Отроки
во вселенной" надолго определили внешний вид
начинки кинокорабля. |
1974-1975
гг. Экспедиции VIII и IX
|
В
2003 г. "Через
тернии к звездам"
выходят в
отреставрированном
виде. |
Корабли: Звездолет аннигиляционный релятивистский
ядерный ("ЗАРЯ"); звездолет "Астра"
Цели: звезда Шедар (альфа Кассиопеи); учебный полет
Фильмы: "Москва — Кассиопея" и "Отроки во вселенной";
"Большое космическое путешествие"
Дилогия
Ричарда Викторова "Москва — Кассиопея" — "Отроки во вселенной" вышла на экраны
одновременно с фильмом "Большое
космическое путешествие" (по пьесе Сергея Михалкова "Первая тройка, или Год 2001").
При сходстве темы "дети и космос" фильмы откровенно полемизировали
друг с другом. Викторовской романтике противопоставлялась бытовая приземленность,
ведь за 18 лет космической эры взаимоотношения человека со вселенной перестали
быть чисто фантастическими. Ключевая сцена — старт. В "Москве — Кассиопее" это
проход под звуки песни над рекой и пионерский салют у мавзолея Ленина (что поделаешь,
эпоха!). А в "БКП" — квазидокументальная манера репортажа из ЦУПа, переходящая
в титр "14-е сутки".
Конечно, это было еще и жанрово оправдано: у Викторова — героическая
комедия, а у Михалкова — скорее ироническая
мелодрама, тоже не лишенная романтики, особенно в песнях на музыку Рыбникова.
Единство же обоих фильмов в том, что космос здесь был символом Зрелости. Выход
в околоземное пространство — это выход во взрослую жизнь и одновременно уход от
будничной реальности. Герои фильмов — это типичные члены кружков юных космонавтов
и одновременно члены клуба самодеятельной
песни. В эпоху застоя и то, и другое было формой бегства, внутренней эмиграции.
1979
г. Экспедиция X
|
"Лунная
радуга": полет в
открытом космосе. |
Корабль: звездолет "Голиаф"
Цель: Сатурн
Фильм: "Дознание пилота Пиркса"
Стиль советско-польского фильма "Дознание
пилота Пиркса" — это стиль киноцитатника. Начальные кадры в лаборатории — явно
навеяны киноверсиями "Франкенштейна", затем следует космический детектив — эффектная
беготня по темным коридорам замкнутого помещения звездолета в стиле "Чужого",
а на десерт — красивый пролет через поток астероидов а-ля Star Wars (забавно,
но буквально через год после выхода фильма астрономы выяснили, что так называемая
"щель Кассини", через которую в кольце Сатурна проходит корабль, — на самом деле
не щель, а область иной степени плотности, и пролететь сквозь нее нельзя).
В общем, в экранизации рассказа Станислава Лема бег мысли подменен
бегом интриги. Режиссер Марек Пестрак признавался, что его интересует
коммерческая, зрелищная сторона фантастики. Ученик знаменитого Романа Поланского,
он впоследствии подтвердил свои вкусы — в псевдоспилберговском "Заклятии долины
змей" и в дилогии ужасов "Волчица" и "Возвращение волчицы".
1980
г. Экспедиция XI
Корабль: звездолет "Астра"
Цель: планета Десса
Фильм: "Через тернии к звездам"
"Я считаю, — утверждал режиссер Р. Викторов, — что фантастику
абсолютно всерьез снимать нельзя". Конечно, это было сказано не от хорошей жизни.
К тому времени Лукас уже создал четвертый эпизод "Звездных войн", и полнейшая
неконкурентоспособность нашего кино
стала ощутимой, как никогда.
Но Викторов к тому времени нашел свою стилистику. Во-первых,
его сюжеты — это антология НФ-идей. В новой дилогии "Через тернии к звездам" есть
и Совет по Контактам, и телекинез, и негуманоиды, и экология. Словом, полный набор,
создающий атмосферу эпохи обжитого космоса. Во-вторых, его герои — это сошедшие
со страниц юношеской фантастики космические волки, не лишенные, впрочем, интеллигентской
ироничности.
Но пародийностью подчас приходилось затыкать дыры технической
бедности. Деградацию спецэффектов после "Отроков во вселенной" нельзя вменять
в вину режиссеру, до конца остававшемуся верным рыцарем кинофантастики. И недавние
попытки его сына возродить
фильм для новых поколений, обновив изображение и звук, достойны уважения, но,
к сожалению, конкурентоспособности не прибавляют.
1980-1981
гг. Экспедиции XII и XIII
Корабли: патрульный корабль "Вайгач";
звездолет "Фаэтон"
Цели: седьмая планета системы Игноранта; созвездие Ориона
Фильмы: "Звездный инспектор"; "Петля Ориона"
Из песни
слова не выкинешь, хотя вспоминать такие, без преувеличения, позорные фильмы,
как "Звездный инспектор" и "Петля Ориона", не очень-то хочется. Их появление можно
объяснить только поиском легкого успеха на гребне волны начала 80-х, когда при
Союзе Кинематографистов
СССР был создан Совет по научно-фантастическому и приключенческому фильму,
и стимулирование жанра стало модным, породив скороспелки, как в конце 50-х годов.
Ложная многозначительность, прикрывающая все мыслимые, доморощенные
и заимствованные штампы, и полное отсутствие логики — мол, фантастика все стерпит.
Обидно за аса отечественных спецэффектов Бориса Травкина, за режиссера "БКП" Валентина
Селиванова, за космонавта
Алексея Леонова — что они имели отношение к этим жалким поделкам.
1983
г. Экспедиция XIV
Корабль: звездолет "Лунная радуга"
Цель:
Вселенная
Фильм: "Лунная радуга"
Андрей Ермаш, режиссер "Лунной радуги", был сыном председателя
Госкино СССР. Для своего дебюта в кино он без особого труда раздобыл денег и обратился
к любимому жанру научной фантастики. Вот так и появилось нечто невразумительное
по роману Сергея Павлова (неплохому, в общем-то, фантастическому детективу). Хорошие
актеры и лучшие мастера комбинированных съемок "Мосфильма" тщетно пытались спасти
беспомощную режиссуру — все впустую.
Увы, но именно этим фильмом бесславно закончилась космическая
тема на отечественном экране. И вряд ли ей возродиться в ближайшие годы. Во-первых,
американцев нам уже в кино не догнать. А во-вторых, скоро их будет не догнать
и в жизни, ведь космонавтика в СНГ постепенно совершает обратный путь — из реальности
в чистую фантастику... |