Киноэффекты докомпьютерной эры Куклы начинают и... проигрывают?
Шагающие
танки Империи и снежный зверь тун-тун в фильме "Империя наносит
ответный удар”, кровожадный ранкор в "Возвращении джедая”, летающие
ведьмы в ленте "Фокус-покус”, Горгона и пегас в эпосе "Битва титанов”
(1981 года)... были всего лишь куклами. Кукольная анимация для
изображения огромных и зачастую страшных монстров в кино использовалась
Голливудом еще на заре киноиндустрии.
Покадровая анимация Первопроходцем
в этой области был Уиллис О’Брайен — его гений подарил жизнь
знаменитому Кинг-Конгу в 1933 году. Свой первый пятнадцатиминутный
фильм О’Брайен снял в 1915. Работа над ним заняла два месяца. Для
фэнтезийного фильма "Затерянный мир” Уиллис впервые додумался создать
куклу динозавра со стальным скелетом, состоящим из сотни "суставов”.
Это позволило придать анимации реалистичность. Марсель Долгато, его
ассистент, сделал 50 кукол для этого фильма, "одетых” в латекс и шерсть.
Рей Харрихаузен сегодня.
В
1925 году "Затерянный мир” стал хитом кинопроката, зрители были просто
в шоке — настолько реалистичными казались им съемки. В том же году
Уиллис начал работу над "Кинг-Конгом”. Уиллис создал каркас для Конга,
а Марсель "одел” его в резину, пенопласт и шкуру. Анимация "Кинг-Конга”
продолжалась больше года. Но это была сенсация — очередной рекорд
кассового сбора и множество юных аниматоров, вдохновленных работой
О’Брайена.
Кукольная эволюция
Одним
из этих будущих аниматоров был тринадцатилетний Рей Харрихаузен. "Фильм
так меня поразил, просто "крышу снесло”, — рассказывает Рей. — Я точно
знал, что это не был человек в костюме, мне хотелось разобраться, как
они это сделали”. Он начал снимать свои собственные фильмы с
динозаврами. В конце концов, его пригласили в гости к Уиллису
О’Брайену, который признал в юном даровании своего конкурента.
Рэй Харрихаузен и его кукла.
Но,
тем не менее, О’Брайен поддержал мальчика, и сразу после окончания
школы Рей получил работу аниматора. В 1946 году сам Уиллис О’Брайен
позвонил ему и предложил поработать на новом фильме о необычной
горилле. Рей был счастлив работать вместе со своим кумиром. Их
совместная работа — "Могучий Джо Янг” — вышел в 1946 году. Скелет куклы
состоял из 150 "суставов”, а Рей провел несколько дней в зоопарке,
изучая повадки горилл, чтобы придать своему "подопечному”
реалистичность движения.
В 1963 году Харрихаузен снял фильм "Ясон и аргонавты”. Семь
скелетов, вступающих в бой с аргонавтами, — это была самая сложная
сцена в кинематографе того времени, созданная с помощью покадровой
анимации. На репетициях скелетов заменяли каскадеры, чтобы актеры точно
знали, как им следует действовать. Потом сцены снимались без какой-либо
помощи актерам, которым пришлось драться с воздухом. Но потом Рей
заменил пустоту своими скелетами. В среднем, Рей создавал всего 13
кадров за день работы, а вся сцена заняла у него четыре с половиной
месяца работы. В фильме также появлялись гарпии и ожившая статуя
Талоса, анимированные с помощью этой технологии.
Любимым
персонажем Харрихаузена стала Медуза Горгона, созданная им для фильма
"Битва титанов” (1982). Во время съемок ему пришлось анимировать и
запоминать движения более двухсот "суставов” ее тела и волос.
Звездные войны
Фил Типпет, современный мастер покадровой анимации, использовал
подобную технологию на съемках фильма "Империя наносит ответный удар”.
Именно так ожили шагающие танки империи.
"Павильон
был завален пищевой содой и мелкими стеклянными шариками, —
рассказывает Фил. — Поэтому, если ты забылся и поставил куда-то локоть,
ты мог нарушить единство площадки. Не говоря уже о том, что если
кому-то приспичит чихнуть, он может сдуть весь "снег”... Мы сделали
маленькие дверцы в полу студии, за которыми мы прятались во время
съемки кадров. Это был длительный кропотливый процесс — открыть дверцу,
пошевелить модель, закрыть дверцу, щелк, открыть дверцу... и так в
течение нескольких недель”.
Фил Типпет также знаменит тем, что
изобрел динамическую покадровую анимацию (go-motion animation в
противовес stop motion animation — покадровой анимации). Можно
заметить, что персонажи, оживленные с помощью покадровой анимации,
выглядят в движении не очень реально: даже если двигаются быстро, они
обладают странной четкостью, которой нет у живых персонажей. Наш глаз
замечает некую странность в их движении. Это происходит оттого, что при
покадровой съемке персонажи в каждом новом кадре фотографируются в
покое. Человеческий же глаз видит объект в движении несколько размытым
в каждый отдельный момент времени (скажем, в отдельном кадре).
Фил Типпет (справа) и его команда аниматоров.
Работа аниматора.
Так вы, наверное, замечали, что если сфотографировать бегущую
собаку, то на фотографии ее лапы окажутся размытыми. Именно Фил
додумался соединить свои куклы с мотором, который бы приводил их в
движение во время съемки отдельных кадров. Все движение кукол
раскладывалось на прерывистое.
Впервые эта технология была
использована на съемках "Империи”. Снежный зверь тун-тун, на котором
ездили повстанцы, потребовал особого подхода. Именно из-за своего
стремительного движения возникла необходимость размывать отдельные
кадры с его участием. Фил соединил каркас зверя с мотором, а тот, в
свою очередь, был подключен к камере. Когда затвор камеры открывался,
чтобы сделать кадр, мотор приходил в движение и резко двигал зверя.
Таким образом, в кадре оставалось изображение размытого тун-туна. Тем
не менее, покадровая анимация остается очень сложной и кропотливой
работой.
Кукла ранкора готова к съемкам.
"Когда я работаю, — рассказывает Фил Типпет, — никто не должен
ходить, говорить, отвлекать меня в студии. Я очень концентрируюсь,
потому что нельзя забыть ни одного движения, ни одного "сустава”, надо
точно помнить направление движения, держать малейшее движение в голове.
Иногда 150 кадров, которые пробегут на экране за 6-7 секунд, отнимают
до 12 часов работы”.
Куклы и компьютеры
В следующем фильме Фила Типпета "Истребители драконов” все драконы были
анимированы с помощью динамическом покадровой анимации (go-motion
animation), именно тогда появился и этот термин.
Именно
покадровая анимация дала жизнь и большинству современных фильмов и
мультфильмов с участием трехмерных компьютерных персонажей. Например,
Фил Типпет участвовал в оживлении динозавров в фильме Спилберга "Юрский
парк”. Его умение раскладывать движение на прерывистое и запоминать
каждый кадр в отдельности пригодилось во время создания реалистичных
динозавров. Фил двигал модели, а компьютер записывал все ее движения.
Потом эти движения накладывались на трехмерные модели ящеров.
Студия
Типпета и сегодня создает фантастических персонажей для нужд
кинематографа. Именно из рук ее мастеров вышли роботы для фильма
"Робокоп 2” и "Звездная пехота”. И как бы это ни было грустно или
несправедливо — но за свои работы Фил получил ни одного "Оскара”.
Легендарный кукольник Джим Хэнсон.
Йода в классической трилогии "Звездных войн” тоже был всего лишь марионет-кой. Фрэнк Оз и его персонаж.
Гельфинг из "Темного кристалла”.
Марионетки
Есть в кинематографе и другие куклы. Например, обычные марионетки.
Фил Типпет использовал марионетку для съемки кровожадного ранкора в
фильме "Возвращения джедая”. Ранкором управлял один из кукловодов, а
сам Фил (вернее, его рука) играл роль головы ранкора.
Джабба — самая большая кукла, когда-либо сделанная для кино (не считая
Кинг-Конга). Этой марионеткой управляли три человека внутри и один —
дистанционно.
Другие марионетки изображают в фильмах людей. Их
используют в тех сценах, где детали не очень важны, поскольку человек
находится далеко от зрителя, а снять такую сцену с участием живого
актера проблематично. Например, в фильме "Возвращение джедая” есть
сцены, где Люк и Лейя летят на спидерах по лесу. Когда актеры сняты
крупным планом — это павильонные съемки. Когда же они летят далеко, и
мы видим их целиком — это марионетки на моделях спидеров. Здесь тоже
есть одна особенность. Например, на съемках фильма "Фокус-покус”
кукловоды столкнулись с одной проблемой — одежда на их подопечных
ведьмах, летящих в кадре на метлах, должна была вести себя так же, как
бы она вела себя на настоящих людях. Но если вы возьмете тот же
материал, из которого сшиты костюмы реальных актрис, то он окажется
слишком плотным для такой миниатюры. Поэтому им пришлось искать более
мягкий материал, который бы развивался на миниатюрах так, чтобы ввести
зрителя в заблуждение по поводу размеров марионеток.
Темный кристалл
Пожалуй, нельзя не упомянуть в этой статье и имя другого великого
кукольника — Джима Хэнсона. Он создал целый ансамбль кукольных звезд:
мисс Пигги, лягушонок Кермит и другие. Его команда снималась в
нескольких фильмах, в том числе, в музыкальной сказке "Лабиринт”.
Харрихаузен и его могучий Джо Янг.
Но его самое гениальное творение — это философская сказка "Темный
кристалл”, созданная на натуре с участием кукол. Это скорее кукольный
фильм, чем анимация, но без него, возможно, не было бы "Последней
фантазии”, которая воплотила идею слияния анимации и натурных съемок
лучше, чем хэнсоновский "Кристалл”.
Этот фильм снимали четыре
года. Джим Хэнсон поведал зрителям об удивительном мире, существующем
по своим законам, мире, в котором есть добрые, живущие в единении с
природой мистики, и ужасные, обитающие в темноте подземных пещер
скептики, два народа, между которыми пролегает бездна непонимания.
Каждый раз, когда умирает представитель одного народа, умирает и один
представитель другого. Оказывается, когда-то представители древней расы
провели над собой неудачный эксперимент, пытаясь удалить из своей
сущности все плохое. Эксперимент окончился разделением расы на две
противоположные, но взаимосвязанные. Эльфоподобным гельфингам предстоит
собрать кристалл и воссоединить древнюю расу. Такого кино тоже больше
никто не снимет — на смену ему пришли фильмы типа "Последней фантазии”:
художественный фильм, снятый с помощью компьютерной графики. Куклы сегодня
Подопечный Фила Типпета из фильма "Робот-полицейский 2”.
В наши дни покадровая анимация изменилась мало. Ее используют для съемки рекламных клипов.
Сегодня
кадры, снятые на кинокамеру, дублируются и цифровой камерой, которая
позволяет сразу же проигрывать снятые кадры, чтобы аниматор мог видеть
направление движения своей куклы и сразу корректировать анимацию. Во
времена Харрихаузена ему приходилось сначала заканчивать работу над
сценой и проявлять пленку, чтобы увидеть, что же у него получилось.
Компьютер помогает кукловодам, хотя критики считают, что куклы — это
прошлое. Специалисты же из мастерской Джима Хэнсона не теряют надежды,
что куклы все-таки не до конца умерли. Джон Стивенсон считает, что
увлечение Голливуда компьютерными эффектами нисколько не повиляло на
его жизнь.
"Я не думаю, что это произошло, — говорит он. — Да, в
"Юрском парке” люди увидели потрясающие и очень дорогостоящие эффекты.
Но это не конец пути для кукловодов. Сейчас кинематографисты используют
смесь технологий. У компьютерной графики есть свои ограничения. Но
когда вам нужен крупный план, когда зритель хочет увидеть пот на лице
персонажа, прочувствовать его эмоции, здесь компьютерная анимация вам
не поможет. Тут потребуется нечто более реальное”.
Данная статья
открывает собой целую серию публикаций Надежды Маркаловой в "Мире
фантастики”, посвященную спецэффектам в кинематографе. Мы ждем ваших
предложений и отзывов на эти материалы по адресу: mf@igromania.ru. Покадровая анимация
Для
"оживления” кукол использовалась технология, которую мы называем
"покадровая анимация”. Мы видим результат такой анимации, когда смотрим
пластилиновые и кукольные мультфильмы. Суть этого метода заключается в
том, что аниматор фотографирует объекты неподвижными, но между кадрами
он передвигает их так, чтобы при скорости 24 кадра в секунду зритель
видел плавное последовательное движение. Для аниматора это очень
напряженная работа, поскольку движения отдельных частей куклы должны
быть почти незаметными для глаза. Если смещение будет слишком велико,
кукла попросту начнет дергаться на экране.
|