Сценарий к фильму написали Джим Томас и Джон Томас. Уже после выхода фильма по мотивам
сценария была написана книга. Фильм снимался киностудией 20th Century Fox (США).
Фильм начали снимать в 1986 году. Первоначально фильм назывался "Hunter" (Охотник), но затем
название заменили на "Predator". Переименование было связано с тем, что название фильма совпадало с названием сериала
телеканала NBC.
Бюджет фильма составил 18 миллионов долларов.
Первая версия сценария была написана в конце 1985 года и имела название
"Первобытное зло" (Primeevil). Сценарий понравился студии FOX (в 1986
году выпустившей успешный фильм "Чужие") и проект запустили.
ДУХ КОМАНДЫ
"Я часть команды - вот одна из причин, почему я взялся за этот сценарий"
- так прокомментировал своё решение о съёмках в "Хищнике" Арнольд
Шварценеггер. Съёмки фильма проходили в джунглях Мексики неподалёку от
Пуэрто Валларта. А где ещё снимать фильм, действие которого развивается
в джунглях латинской Америки? Конечно, Мексика не Голливуд, и снимать
там не очень то комфортно, но реализм есть реализм.
Фильм получил новое название - "Инопланетный охотник" (Alien Hunter)
Для съёмок в фильме, Арнольду и его коллегам-актёрам пришлось
каждый день делать пробежки и упражняться в стрельбе. Вот, что вспоминает Арни о съёмках:
"В Мексике мы вставали в шесть утра, затем завтракали, а затем бежали шесть или семь километров,
чтобы быть в нужной форме. Потом часов пять или шесть мы отрабатывали навыки в джунглях -
от лазания по деревьям до спуска на канатах и владения оружием. Нам надо было уметь бесшумно
передвигаться по лесу, подавать рукой сигналы и развёртываться цепью для особых маневров. К
этому времени мы были абсолютно без сил. Потом возвращались в гостиницу, взвешивались и
тренировались два часа, а затем режиссёр звал нас и говорил: "Прекрасно, теперь порепетируем!"
МакТирнан ставил перед собой задачу
сделать из них настоящую команду, чтобы актёры соответствовали своим героям в фильме:
"Даже если у многих исполнителей и был в прошлом армейский опыт, - говорил МакТирнан, -
я хотел, чтобы они получили возможность лучше узнать друг друга, проявить дух братства. Идея
заключалась в том, чтобы преодолеть вместе нечто очень тяжёлое и, в конце концов, победить."
Одну из ролей в картине сыграл Р.Дж. Армстронг. МакТирнан признавал,
что Р.Дж. Армстронг был слишком стар для его роли, но все же снял его
из-за личных симпатий. В результате Армстронгу пришлось наносить
огромный слой грима, чтобы скрыть свой истинный возраст – 70 лет.
Сонни Лэдем, порнозвезда 70-х, начавший "официальную" карьеру, был взят
на картину с одним условием: страховая компания настояла на
телохранителе, что должен был круглосуточно находиться возле актера.
Однако охранял страж вовсе не Лэдема, а остальную съемочную группу, ибо
Сонни слыл большим любителем подраться.
Но не всё прошло гладко. МакТирнан хотел, чтобы фильм был в
широкоформатном разрешении, но получившим приказ сверху работать с
негативами 1,37:1 из-за сложностей с оптическими эффектами. Разумеется,
телевизионный формат картинки был совсем не тем, чего хотелось
дебютанту, и, использовав каше, он получил-таки соотношение сторон
1,85:1. В отместку студии МакТирнан применил анаморф лишь во
вступительных кадрах, из-за чего знаменитый логотип 20th Century Fox
выглядел изрядно растянутым.
Не давала покоя и мошкара, а также муравьи, которые искусали
одного из актёров. А МакТирнан умудрился сломать запястье, что,
впрочем, не остановило режиссёра. К тому же, режиссер отказался есть во
время съемок в Мексике, в результате чего не заболел, но потерял 25
фунтов веса.
Однако Арнольду пришлось прервать
съёмки для того, чтобы жениться. На свадебной церемонии присутствовало 500 человек. После
свадьбы Арнольд тутже вернулся в Мексику, где продолжил съёмки.
"ЧУЖОЙ В ДЖУНГЛЯХ"
Первоначально, облик Хищника задумывался совсем не таким, каким мы
видим его в фильме.
Согласно первоначальной версии сценария Томасов, чужак изображался
бесформенным организмом, способным управлять мыслями и действиями
других живых существ. Технология, необходимая для адекватного
изображения пришельца на экране, была идентична программе,
воспроизводившей робота Т-1000 в легендарном «Терминаторе 2». Но
поскольку на дворе стоял 1986 год, а подобные программы появились лишь
четыре года спустя, было решено отправить сценарий на доработку.
Теперь у Хищника должен был быть только один глаз и длинная шея.
Телепатических свойств у Хищника тоже не осталось. Однако Стэн Уинстон
поменял облик чудища. Челюсти Хищника придумал известнейший
голливудский режиссер Джеймс Кэмерон.
Как известно, Хищник передвигался в фильме по деревьям. Для этого создатели фильма решили нарядить
обезьяну в костюм Хищника и заставить её лазать по деревьям. Однако обезьяна никак не поддавалась
дрессировке, и от этой идеи пришлось отказаться. На
роль Хищника пробовался Жан-Клодт Ван Дамм, начинавший тогда свою
кинокарьеру. Но Ван Дамм хотел, чтобы его имя включили в титры. К тому
же он не решался выполнять сложный трюк. В итоге продюсер картины Джоэл
Сильвер отстранил Ван Дамма от роли Хищника.
Роль инопланетного монстра досталась Кевину Питеру-Холлу, рост которого
2 метра 18 сантиметров. Питер-Холл так же играл и в "Хищнике 2" и в
роли Крысолова (персонаж очень похожий на Хищника) в фильме "Считанные
секунды" с Рутгером Хауером. В этом фильме Питер-Холл сыграл
еще одну эпизодическую роль - пилота вертолета, который увозил Арнольда из джунглей. Так что
желающие могут посмотреть в конце фильма на Хищника, что называется, изнутри (см. картинку справа).
Но Ван Дамм всё же сыграл
маленькую роль в фильме. Он появляется в сцене боя отряда коммандос с русскими в облике
волосатого парня в вертолёте, которого нещадно расстреляли, а потом и взорвали.
Пребывание актёра в кадрах фильма длилось всего несколько секнд. Ему
надо было только сесть в вертолёт и захлопнуть за собой дверь. А в
одном из интервью Джон МакТирнан рассказал, что в сцене "дыра в
джунглях" Хищника играет Жан-Клод Ван Дамм в специальном "голубом" (на
самом деле – красном) костюме.
Питер Холл играл Хищника без его "невидимого костюма". А вот за "невидимость" Хищника
надо сказать спасибо мастерам компьютерных спецэффектов.
Спецэффекты для обоих "Хищников" ставил Стэн Уинстон (фото справа), работаваший в фильмах "Терминатор"
(все три части) и "Конец Света". За "невидимый костюм" Хищника фильм номинирован на Оскар. Однако премию получить не смог.
Стоит отметить и великолепную работу оператора Дона МакЭлпайна. Ведь те кадры,
которые он снял стали хрестоматийными для всех поклонников боевиков, триллеров и фантастики.
Вот, что писал в своей книге "Правдивые мифы" кинокритик Найджел Эндрюс:"Все средства
направлены на то, чтобы превратить актёра в идола, в движущуюся статую, установленную для
произнесения ритуальных слов."
О СЪЕМКАХ НЕКОТОРЫХ СЦЕН ФИЛЬМА
Пока Уинстон создавал обновленного монстра, Сильвер тоже не
бездействовал, а с собственной командой «чародеев» тестировал на
компьютере различные идеи, касающиеся визуальной концепции фильма.
Когда после очередных пассов над клавиатурой изображение неожиданно
пропало, явив взору продюсера мерцающий полупрозрачный силуэт, Сильвер
понял, что аппаратный сбой подарил ему эффект, призванный стать главным
аттракционом картины.
"Миниган", фигурирующий в фильме, ввиду своей массивности никогда не был
индивидуальным стрелковым оружием. К тому же, "зверь" питается лепестричеством - кушает аж до
400 ампер. Специально для съемок был сделан "Миниган" ХМ-214, стрелявший только холостыми.
Кабель электропитания прятался в штанине актера. А сам актер стоял в маске и бронежилете, дабы не
пораниться гильзами. Сзади актера ставилась подпорка, чтобы тот не пострадал от отдачи.
В сцене нападения отряда Датча на лагерь
русских военных советников использовалось много огня. От многочисленных
взрывов загорались люди (по сюжету фильма). Для того, чтобы показать на
экране горящего человека, необходимо приглашать на работу
профессиональных каскадеров. Горящие люди - довольно частое явление в
современном кинематографе, поэтому со временем выработался более-менее
универсальный способ по поджиганию людей. Каскадёра одевают в
огнупорный костюм, который сверху поливают горючей жидкостью. Открытые
и малозащищённые участки кожи покрывают гелем, предохраняющим от
появления ожогов (впрочем, небольшие ожоги всё-равно довольно часто
случаются). А затем поджигают. Рядом находятся люди, которые после
завершения трюка тушат огонь. Сам каскадёр после завершения трюка
должен упасть на землю, чтобы легче было гасить пламя. Сложность этих
трюков состоит в ограниченности времени, которое человек может "гореть"
и в том, что каскадёр практически ничего не видит. Тут важна чёткая
координация действий, так как всё решают секунды.
Сцену, где Датч прыгает с водопада снимали на
двух водопадах. Первый - Мисол Ха (находился неподалеку от деревушки, в
которой жили кинематографисты). Он фигурирует в начальных и финальных
эпизодах сцены. Второй, Эгуа Эзул, находится в часе езды от первого.
В сцене "термовидения", в которой Хищник рассматривает убитого
скорпиона, можно увидеть дату съемки этой сцены – 12:19 22 мая 1986
года.
Фраза "Для меня еще не настало время истекать кровью!", произнесенная
Блэйном, имеет интересное происхождение. Рассматривался вариант, в
котором эта сцена закрывала картину – Блэйн убивал Хищника. Но так как
фильм получался слишком коротким, МакТирнан принял решение дать Блэйну
погибнуть, показав тем самым степень опасности Хищника для Датча – ведь
Блэйн был самым опасным и жестоким боевиком в отряде.
Сигара Шварценеггера никак не хотела загораться в начале фильма, поэтому огонь был добавлен цифровым способом.
По признанию Шварценеггера, самой трудной сценой была битва в финале,
так как из-за смены климатических условий Кевин Питер Холл ничего не
видел в костюме Хищника.
"ЗРИТЕЛЕЙ НАДО НЕ ТОЛЬКО ПУГАТЬ, НО И ВЕСЕЛИТЬ"
Джон МакТирнан хотел, чтобы его фильм был как можно более страшным. А вот
Арни считал, что надо добавить немного юмора. "Зрителей надо не только пугать, но и
веселить"- говорил Арнольд. МакТирнан был от всего этого не в восторге, но
в итоге в фильме появились шутки, типа "у нее большая как дом", и фирменные выражения
Арнольда, такие как "ах ты уродливая скотина" и "закапал, гад".
МакТирнан был рад тому, что именно Арнольд сыграл в его фильме:
"Его возможности как актера каждый день расширяются,- говорил Мак Тирнан.- Меня предупреждали, что
придется делать по 112 дублей, пока он не сыграет, как надо, но все оказалось иначе. Мы никогда не
делали больше девяти, причем четыре из них по причине проблем с камерой и лишь два - игры Арнольда
или какого-нибудь другого актера. Этот парень станет вторым Джоном Уэйном".
В итоге фильм получился очень страшным. Пожалуй, "Хищник", один из немногих фильмов, смотря
который у зрителя нет твёрдой уверенности, что Арни победит. А шутки и приколы главных
героев придают им обаяние и заставляют зрителя ещё сильнее за них переживать.
Место съемок картины стало достопримечательностью, до сих привлекающей туристов со всего света.
В непролазных джунглях по сей день сохранились остатки лагеря повстанцев и обгоревший остов вертолета,
сфотографироваться рядом с которым считает своим долгом каждый зевака.
Кровь Хищника – вязкая субстанция с цветом напитка Маунтин Дью –
производилась и продавалась в магазинах игрушек по заказу
кинематографистов.
Фильм рекламировался как "Чужой в джунглях" и вышел на экраны 12 июня 1987 года. За первые
три недели принес невероятную сумму 34,9 миллиона долларов. Фильм получил премию "Звезда года -
1987", присуждаемый Национальной ассоциацией владельцев кинотеатров. Спустя некоторое время были
начаты съёмки продолжения.
|