Это фантастика!
Я никогда не думаю о будущем — оно наступает слишком быстро.Альберт Эйнштейн
С
самых своих первых дней кино было чудом, настоящей фантастикой. Вначале
фильмы назывались «виды» или «зрелища» и шли меньше минуты — однако
даже этого было достаточно, чтобы люди в панике убегали с премьеры
«Прибытия поезда» (1895), завидев несущийся на них локомотив. Сегодня в
кино нам показывают такое, от чего зрители викторианской эпохи
заработали бы, как минимум, инфаркт. Однако невероятные чудеса «фабрики
грез» никуда не исчезли — они просто стали привычнее и сложнее, создав
особый жанр, который мы все так любим — фантастическое кино.
Предлагаем
читателям краткую историю фантастического кино минувшего столетия. Вы
узнаете, какие темы и мотивы были актуальны для кинофантастики каждого
из десятилетий 20 века. В статье не рассматривались фильмы, где
фэнтези, ужасы, мистика или, например, приключения явно доминируют над
фантастикой. Это — другие жанры. Основная сюжетная нагрузка
фантастических фильмов ложится на науку, которая и формирует облик
окружающего мира, пускай даже и вымышленного.
Свет, камера, мотор!
Вначале
все фильмы с фантастической составляющей делали основной акцент не на
сюжете или персонажах, а просто на какой-либо высокой технологии (по
представлениям того времени). Они длились не более пары минут, были
черно-белыми, немыми и, по сути, представляли собой особую
разновидность комедии.
Начало века
Говоря о более-менее
продолжительных фантастических картинах, пальму первенства следует
отдать 14-минутному фильму «Путешествие на Луну» (1902) Жоржа Мельеса,
снятому по мотивам романа Жюля Верна «С Земли на Луну прямым путем за
97 часов 20 минут» (1865). Отважные американцы прилетают на Луну в
снаряде, выпущенном из пушки — именно таким был сюжет прадедушки
«Звездных войн». Интересно, что в этом — самом первом — случае создания
фантастического кино уже были применены «спецэффекты» в виде простейшей
анимации.
"Путешествие на Луну". Угодить снарядом в глаз Луны - по меркам начала 20 века, это было дико смешно.
В начале века актер Борис Карлофф создал неповторимый образ чудовища Франкенштейна.
В
1910 экранизирована книга Мэри Шелли «Франкенштейн, или современный
Прометей» — готический роман, считающийся одним из первых
фантастических произведений. Эта шестнадцатиминутная история о
человеке, созданном из кусков мертвой плоти и оживленном
электричеством, стала классикой визуального стиля «нуар», открыв
впоследствии совершенно новую страницу в кинематографе — фильмы ужасов.
Книги
Жюля Верна пользовались стабильной популярностью в кино. Первые — и
самые успешные фантастические фильмы начала 20 века были их
экранизациями. Помимо «Путешествия на Луну», можно вспомнить две
киноверсии «20000 лье под водой» (французская — 1907, американская —
1916).
Путь к Сатурну
Одна из самых престижных наград за
достижения в области кинофантастики — американская премия «Сатурн». Она
учреждена в 1972 году и представляет собой статуэтку одноименной
планеты, окруженную кольцом из кинопленки. «Сатурн» присуждается
голосованием между членами авторитетного жюри.
Вот список фантастических фильмов, получивших высшие награды «Сатурн»:
«Бойня
номер пять» (1972), «Зеленый сойлент» (1973), «Роллерболл» (1974/75),
«Бегство Логана» (1976), «Звездные войны» (1977), «Супермен» (1978),
«Чужой» (1979), «Звездные войны: Империя наносит ответный удар» (1980),
«Супермен 2» (1981), «E.T.» (1982), «Звездные войны: Возвращение
джедая» (1983), «Терминатор» (1984), «Назад в будущее» (1985), «Чужие»
(1986), «Робокоп» (1987), «Чужая нация» (1988), «Вспомнить все»
(1989/90), «Терминатор 2» (1991), «Звездный путь VI» (1992), «Парк
Юрского периода» (1993), «Звездные врата» (1994), «12 обезьян» (1995),
«День независимости» (1996), «Люди в черном» (1997), «Армагеддон»,
«Темный город» (1998), «Матрица» (1999), «Люди Икс» (2000),
«Искусственный интеллект» (2001), «Особое мнение» (2002), «Люди Икс 2»
(2003), «Вечное сияние чистого разума» (2004).
"Сатурн" - "Оскар" в мире фантастики.
Двадцатые
В
начале второй декады века немцами были сняты такие мировые шедевры, как
«Голем» (1920) — классическая версия истории об ожившем Големе из
Пражского гетто, и «Носферату, симфония ужаса» — первая картина о
Дракуле, в которой из-за проблем с авторскими правами знаменитый граф
стал называться не Дракула, а Орлок. Они не были научной фантастикой в
строгом смысле этого слова, однако стали важной основой для появления
нынешних мистико-фантастических картин.
Это не грязный толстый бомж, а глиняный "робот" Голем.
В
конце двадцатых жанр фантастических фильмов начал ветвиться.
Европейские картины — например, знаменитая антиутопия «Метрополис»
(1927) или «Женщина на Луне» (1929), снятые Фрицем Лангом — носили
философский, пророческий характер и основывались на фантазии их авторов.
"Метрополис". Вид на новую Вавилонскую башню.
«Метрополис»
был одним из первых «суперблокбастеров». Его бюджет составлял 7
миллионов марок, что сегодня приблизительно равно 200 миллионам
долларов.
В отличие от европейского кино, фантастика Голливуда
концентрировалась в приключениях, мелодрамах и демонстрации широкого
спектра высокотехнологичных приспособлений. Это было особенно
характерно для сериалов тридцатых и впоследствии породило новый жанр
псевдофантастического, авантюрного кино, самым ярким представителем
которого стали фильмы о Джеймсе Бонде.
Тридцатые
Мировой
столицей киноиндустрии постепенно становится Голливуд. Во время Великой
депрессии главным назначением кино стало предоставление людям
«отдушины» в иной — более благополучный — мир. Звуковое кино вытесняло
немое, поэтому выразительная мимика и жесты актеров уступили место
насыщенным диалогам.
Спецэффекты развивались медленно — самым
значимым «прорывом» стал «Кинг Конг» 1933 года, где была сцена сражения
гигантской гориллы с бипланами на крыше небоскреба.
Фантастические фильмы того времени, как правило, фокусировались на человеческой драме, а не на полетах в космос и инопланетянах.
Постер классического "Кинг Конга". В то время он считался фильмом ужасов, а не фантастикой.
Наиболее
заметными вехами в истории фантастического кино был дорогой, но
провальный мьюзикл 1930 года «Только представьте» (рисовавший
благополучную картину США в 1980 году) и настоящий гимн
технократическому будущему — английский «Облик грядущего» («Things to
come», 1936), над которым работал сам Герберт Уэллс.
"Облик грядущего". Глядя на него, иногда думаешь - лучше бы оно и не наступало.
Тогда
же появились полноценные фантастические киносериалы: «космический» Флэш
Гордон (1936—1940), «детективный» Дик Трейси. Именно они стали копилкой
идей, ставших хрестоматийными для современных картин такого рода:
сумасшедшие ученые, попытка захватить власть над миром,
высокотехнологичная экипировка героев-одиночек...
Не была забыта
и классика — вышли «Человек-невидимка» (снятый как фильм ужасов), «Янки
из Коннектикута» по Марку Твену, римейк «Франкенштейна», «Невеста
Франкенштейна», «Сын Франкенштейна», «Доктор Джекилл и мистер Хайд» по
книге Стивенсона. Советский фантастический кинематограф был менее
богатым, однако здесь можно вспомнить фильм «Космический рейс» о
путешествии академика Седых, аспирантки Марины и юного изобретателя
Андрея на Луну.
"Космический рейс". Наши киногерои тоже летали на Луну. Правда, реже, чем американцы.
Сороковые
Во
время Второй Мировой фантастические фильмы никого не интересовали — за
окном творились вещи и покруче. Кино стало инструментом пропаганды,
поэтому сколь-либо значимых в культурном плане картин попросту не
снималось. Можно вспомнить разве что короткометражные мультики про
Супермена, который не только воевал с гигантскими роботами, но иногда
еще и шпионил за империалистической Японией в пользу США.
Пятидесятые
Середина
века стала вехой в развитии кино о монстрах, чаще всего — инопланетных.
Первой ласточкой стал фильм «Нечто из другого мира» (1951, экранизация
романа Джона Кэмбелла «Кто идет?») о группе исследователей, нашедших во
льдах Антарктики инопланетный корабль и его недружелюбных обитателей. В
наше время наиболее известная адаптация этой истории — работа Джона
Карпентера «Нечто» (1982).
К этой же категории фильмов можно
отнести «День, когда Земля замерла», «Чудовище из 20000 фатомов»
(американская разновидность Годзиллы), «Война миров» по Уэллсу, «Они!»
(в качестве монстров выступают мутировавшие муравьи), «Запретная
планета», «Вторжение похитителей тел».
В конце десятилетия
особенно популярной стала тема освоения космоса и последствий этого.
Самыми заметными здесь были «Когда миры столкнутся» — фильм-катастрофа
о столкновении Земли с звездой — а также псевдодокументальные «Место
назначения — Луна» и «Покорение космоса», «Злая красная планета» и
«Оно! Ужас из космоса» о марсианском вампире, терроризирующем экипаж
космического корабля (фильм считают предвестником «Чужого»).
Постер
фильма "День, когда Земля замерла". Добрый инопланетянин решил убедить
землян прекратить войны и на 30 минут выключил все электричество на
планете.
"Место назначения - Луна". Первый послевоенный
фантастический фильм в США с элементами антисоветской пропаганды.
Лауреат премии "Оскар" за спецэффекты.
В плане спецэффектов
особо следует выделить фильм «Земля против летающих тарелок» (1956),
над которым работал знаменитейший художник Рэй Харрихаузен.
Шестидесятые
В
этом десятилетии всю кинофантастику затмил один-единственный фильм
Стэнли Кубрика «2001: Космическая одиссея» (по мотивам рассказа Артура
Кларка «Страж»). Это был настоящий прорыв в области визуальных
эффектов, эпического размаха, правдоподобного изображения космоса и
психоделической нагрузки сюжета. Бюджет картины, вышедшей на экран 6
апреля 1968, составлял 10,5 миллионов долларов — очень приличная сумма
по тем временам.
Фильм Кубрика определил дальнейшее развитие
кинофантастики. Студии стали более охотно вкладывать деньги в подобные
фильмы — следовательно, улучшилось их качество, и в особенности
спецэффекты. Визуальное решение «Космической одиссеи» оказалось
настолько удачным, что вплоть до нашего времени режиссерские приемы
Кубрика с успехом работают в большинстве «космических» фильмов.
"2001: Космическая Одиссея". Ангар корабля "Дискавери".
Семидесятые
Семидесятые
годы ознаменовались тем, что в кинофантастику бодрым шагом вошла
мистика и самая натуральная паранойя. В качестве примера последней
можно привести такие фильмы, как «Тихий бег» (космо-экологическая
антиутопия), «Планета обезьян» (эволюционная антиутопия с
многочисленными продолжениями), «Западный мир» (нелегкие
взаимоотношения человека с роботами), а также мрачноватый «THX 1138»
Джорджа Лукаса. Легкая магия и мистика как бы перекочевала из
«Космической одиссеи» в тягучий «Солярис» Тарковского и футуристичную
сказку «Звездных войн».
12 фильмов Кларка
В письме к
режиссеру и сценаристу Питеру Хаямсу от 29 ноября 1983 Артур Кларк
перечислил 12 лучших, по его мнению, фантастических фильмов за всю
историю кинематографа. Писатель признавался, что в традиционную
«десятку» все кандидаты не помещаются — рейтинг пришлось составить из
дюжины. Вот они — с первого места по двенадцатое:
«Метрополис»
(1927), «Облик грядущего» (1936), «Франкенштейн» (1931), «Кинг Конг»
(1933), «Запретная планета» (1956), «Нечто» (1982), «День, когда Земля
замерла» (1951), «2001: Космическая Одиссея» (1968), «Звездные войны»
(1977), «Близкие контакты третьего рода» (1980), «Чужой» (1979),
«Бегущий по лезвию» (1982).
Рыцарь британской короны, сэр Артур Чарльз Кларк, 88 лет, живет на Шри-Ланке.
Восьмидесятые
В
кинофантастике начала десятилетия правили бал «Звездные войны». Они
завершили то, что было начато «Космической одиссеей» — окончательно
убедили продюсеров вкладывать большие деньги в масштабные «космические»
фильмы. Именно поэтому в 1987 году возрожден «Звездный путь» («Star
Trek»), а в 1979 году на экраны вышел еще один знаковый фильм — «Чужой»
Ридли Скотта, самый известный в мире «космический ужастик».
В
это же время переживала расцвет чисто «земная» фантастика,
сфокусированная на роботах. На нашей планете осталось очень мало людей,
которые не видели «Терминатора» (1984) Джеймса Кэмерона и «Робокопа»
Пола Верховена — фильмы, доказавшие, что грамотный сюжет и
умопомрачительные спецэффекты превращают обычную, в общем-то,
фантастику в шедевр.
Говоря о роботах, нельзя не назвать икону
современной фантастики — фильм Ридли Скотта «Бегущий по лезвию» (1982),
снятый по роману Филипа К. Дика и ознаменовавший собой начало эпохи
киберпанка в кино.
Однако не все было гладко. Экранизация
популярнейшего романа Фрэнка Герберта «Дюна», сделанная Дэвидом Линчем
и изначально обреченная на успех, неожиданно провалилась — причем с
треском.
И, наконец, нельзя не отметить расцвет аниме — яркой и
самобытной японской мультипликации, часто обращающейся к фантастическим
темам и имеющей огромное число поклонников по всему миру.
"Чужой". В космосе никто не услышит вашего крика.
Робокоп, робот-полицейский. Действует согласно заложенным в него директивам.
"Бегущий
по лезвию бритвы" - фильм, который привлек внимание продюсеров к книгам
Филипа К. Дика и начал череду их киновоплощений.
Девяностые
Растущая
популярность киберпанка и интернета привела к возникновению особой
разновидности «компьютерной» кинофантастики — это «Газонокосильщик»
(1992), «Джонни Мнемоник» (1995), и, конечно же, апофеоз жанра —
«Матрица» (1999).
Специфические условия жизни — например,
неосознанный страх перед угрозами из космоса и наступлением нового
тысячелетия — стали плодородной почвой для высокобюджетных фильмов типа
«День независимости» (1996), «Армагеддон» (1998), «Столкновение с
бездной» (1999), «Конец света» с Арнольдом Шварценеггером (1999).
Жанр
«фильмы про монстров» взял на вооружение генетику и обогатился
сверхпопулярным творением Спилберга «Парк Юрского периода» (1993, с
многочисленными продолжениями) и менее популярной картиной «Гаттака»
(1997).
"День независимости". Образцовая комедийно-приключенческая фантастика.
Гаттака (Gattaca). Название фильма - аббревиатура, составленная из названий нуклеотидов ДНК: аденин, тимин, цитозин и гуанин.
* * *
К
концу 20 века в развитии фантастического кинематографа наметилось
несколько закономерностей, которые и определили то, что мы будем
смотреть в будущем.
Во-первых, резко увеличились расходы
киностудий на производство «блокбастеров» — чаще всего ими становятся
именно фантастические фильмы. К сожалению, в общем потоке стали
встречаться дорогие, красивые, но абсолютно идиотские пустышки. И все
же приятно, что иногда нам попадаются настоящие шедевры кинофантастики,
снятые буквально «за семь копеек» — например, «Куб» (1997) или
«Эквилибриум» (2002).
Во-вторых, кинофантастика перестала быть
развлечением детей и высоколобых эстетов. Она стала более универсальной
— в основном за счет своей зрелищности, которая обеспечивается
немыслимым для других жанров количеством спецэффектов.
Считается,
что бурный прогресс компьютерных технологий, полностью преобразивший
облик современного кинематографа, рано или поздно приведет к появлению
полностью цифровых фильмов без живых актеров и настоящих декораций.
Хорошо это, или нет — вопрос спорный. Но очевидно одно — пионером
«новой эпохи» кинематографа будет именно кинофантастика.