Суббота, 29.04.2017, 02:48 Приветствую Вас Гость

Навигация


HD КиноФантастика
Музыка онлайн
Другое



Категории раздела

Форма входа

Рекомендуем

Советуем посмотреть:
Зелёный Шершень (2011)




Друзья сайта
  • Двери Новый стиль
  • Реклама
    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Поиск
    Счетчики


    HD Кинофантастика

    Наш опрос
    Считаете ли Вы фантастику полезной для общего развития человека?
    Всего ответов: 201




    Главная » Статьи » История фантастики

    Как фантастика изменила мир


    Идея параллельного мира

    Фантастика, по сути, не изобрела идею «другого мира», а заимствовала её из мифологии. Описанные в мифах Рай, Ад, Олимп, Вальхалла — классические примеры «альтернативных вселенных», отличающихся от привычного нам реального мира. Помещение действия в альтернативный мир (по сравнению с описанием будущего или прошлого нашего мира) позволяет обойтись без усилий, связанных с достижением правдоподобия (наукообразного обоснования картины будущего или соответствующей историческим источникам картины прошлого), при этом предоставляя практически безграничные возможности в построении необходимой автору «сцены» для описываемого действия.

    В жанре фэнтези часто используется представление о вселенной (мультивселенной) как о наборе независимых «плоскостей существования» (одной из которых является привычный нам мир), в которых законы природы различаются. Таким образом даётся логическое объяснение возможности магических явлений (являющихся частью данного жанра) в некоторых из таких «плоскостей».

    Параллельные миры могут описываться и абсолютно независимыми от нашего реального мира и друг от друга, и взаимодействующими. Во втором случае взаимодействие может заключаться либо в возможности при определённых обстоятельствах проникновения из одного мира в другой (условно говоря, наличии «дверей» между мирами), либо в существовании в этих мирах определённых мест, где они пересекаются (сливаются).

    Иногда идея параллельных реальностей описывается в виде, внедрённом в нашу реальность. Так, в рассказе Хорхе Луиса Борхеса «El jardín de senderos que se bifurcan» («Сад расходящихся тропок») исследователь обнаруживает манускрипт китайского автора, где одна и та же история излагается несколько раз, причём описания противоречат друг другу; затем внук автора манускрипта объясняет, что родственник воспринимал время как набор «расходящихся тропок», где различные события происходят параллельно и одновременно.

    Параллельный мир может не иметь исторического отношения к любому другому миру; как, например, в романе Стивена Бакстера «Плот», в основе которого — реальность, где постоянная силы тяжести больше, чем на нашей планете. Нужно отметить, что граница между научной фантастикой и фэнтези становится более размытой, чем обычно, когда идет речь об историях, эксплицитно покидающих вселенную, с которой мы знакомы, когда наша вселенная изображается как часть мультивселенной. Жанр в этом случае определяется в большей мере темой, особенностями художественного оформления и расставленных акцентов, а также деталями истории, которые автор желает пояснить и тем, как они объясняются. Так, например, Нарния — фэнтези в чистом виде, телевизионный сериал «Скользящие» — в чистом виде научная фантастика, но такие работы, как сериал Фармера «Многоярусный мир» — нечто среднее.

     Логика системы параллельных миров

    В большом количестве фантастических произведений никакого объяснения природы параллельных миров не даётся, их существование и свойства просто постулируются. Однако во многих случаях делается попытка так или иначе логически объяснить существование параллельных миров и возможность перемещения людей и предметов между ними. Далее описаны основные логические концепции, предлагаемые авторами фантастики.

     Другие пространственные измерения

    Предполагается, что реальная Вселенная в действительности имеет не три пространственных измерения, а больше. После такого предположения делается естественное (и математически правильное) обобщение понятия «параллельности»: если в двумерном пространстве (на плоскости) могут существовать параллельные прямые, а в трёхмерном пространстве — параллельные прямые и плоскости, то естественно, что в четырёхмерном (и бо́льшего числа пространственных измерений) пространстве могут существовать параллельные (то есть не пересекающиеся друг с другом, но при этом существующие, возможно, совсем рядом) трёхмерные пространства. Далее достаточно предположить, что мы, в силу каких-то причин, не можем воспринимать непосредственно эти «дополнительные» пространственные измерения, и получится логически достаточно стройная картина множественности миров.

        — … Просто разные измерения. Ты слышал, наверно, о теории параллельных пространств.
        — Ну, Глеб… это же наивная теория. Старый сюжетный крючок для детских фантастических рассказов. И потом — это именно теория, не больше…
        — А собственно, почему наивная? Посуди сам: если могут быть параллельные линии и параллельные плоскости, почему не может быть параллельных трехмерных пространств?
        Яр покачал головой:
        — Чёрт его знает… Я себе это объяснял как-то по-другому.
        — Я тоже пытался объяснить по-всякому. Но все равно в голове застревает детская картинка: понимаешь, пространства вроде прозрачных кубиков, плотно прижатых друг к другу… И вот наши друзья-манекены своими взрывами и экспериментами что-то сдвинули, нарушили в этой кристаллической решетке. Кубики сдвинулись, проломили друг друга, по ним пошли трещины… В одну такую трещину и занесло сюда по рельсовой колее начинающего журналиста Глеба Вяткина…
        Владислав Крапивин. «Голубятня на жёлтой поляне», Книга 3, «Мальчик и ящерка»


    В некоторых случаях под миром понимается не только пространственная составляющая, но и время, которое понимается как четвёртое измерение. В этом случае возможно параллельное сосуществование четырёхмерных миров, в каждом из которых время течёт по-своему.

    Перемещение между мирами в многомерной системе может объясняться либо созданием принципиально новой техники, дающей возможность перемещаться вдоль «дополнительных» координатных осей, либо просто тем, что разные миры в определённых местах пересекаются или соприкасаются (так же, как могут соприкасаться линии на плоскости или поверхности в трёхмерном пространстве). Совершив путешествие вдоль этих дополнительных осей, которые естественным образом нельзя почувствовать, путешественник может достичь миров, которые недостижимы и невидимы. В одной из первых работ в жанре современной научной фантастики — «Машина времени» Г. Уэллса, — время в этом смысле использовалось как дополнительное «измерение». Герой, взяв модель четырехмерного мира из классической физики и интерпретацию времени как пространственного измерения, нашёл способ перемещаться во времени.

    Существует много примеров, когда автор создает дополнительное пространственное измерение, в котором герои могут путешествовать, чтобы добраться до параллельных вселенных. Дуглас Адамс в своей последней книге из серии «Автостопом по галактике» использует идею о возможности дополнительной оси дополнительно к традиционным четырем измерениям пространства и времени. Однако, если судить по роману, в действительности это вообще не параллельные вселенные, а только модель охвата протяженности пространства, времени и вероятности. Роберт Э. Хайнлайн в книге «Число зверя» допускал наличие шестимерной вселенной. В дополнение к трем пространственным измерениям, он применял понятие симметрии, чтобы добавить два новых временных измерения, так, чтобы получилось два комплекта из трех. Как и ситуации с четвертым измерением в «Машине времени» Г. Уэллса, путешествующий во времени человек может преодолеть эти дополнительные измерения при наличии соответствующего оборудования.

    Похожая история проглядывается и у русских писателей самородков.

        Мест миллионы и в каждом месте время течет в одну сторону., это означает что и 900 году время текло в одну сторону и 3000 году время будет идти в одну сторону,но что мешает существованию параллельных миров, в которых уже в 900 году по нашему календарю был 3000 год, опять же по нашей системе летоисчисления. И это все объясняет, эффект бабочки не опасен, нет никаких парадоксов связанных с перемещением массы тела... Если подумать то все это другой мир на нашей земле и все эти червоточины... эфиры и прочие компоненты есть... Но мы продолжаем задавать вопросы. А что касается измерений, то мой вердикт остается прежнем, мы живем в искусственном измерении и знаем, где врата в чистое, только одна проблема, у нас с вами нет реальных оснований полагать, что мы сможем преодолеть красный горизонт Штейбенца и если у нас не получится, временной дозор сотрет ту спираль времени, где существует наш мир и нас просто не станет. -Да мы не можем пересечь красный горизонт, но мы можем попасть в параллельные спирали времени. Там где нас нет и тогда они не смогут от нас избавиться... Это похоже на матрешку. Есть чистое пространство, на него наложено искусственное, которое имеет понятия времени и делиться на спирали времени, несколько созданы такими как мы и несколько дозором. Каждая временная спираль делиться на бесконечно-ограниченные число временных процессов с каждой долей секунды увеличивающейся на множество новых процессов.


    Хотя это технически неправильно, понятие «другого измерения» стало синонимом понятия «параллельный мир». Его использование стало привычным в фильмах, на телевидении и комиксах, и гораздо меньше в прозе современной научной фантастики даже тогда, когда собственно о пространственных измерениях речи не идёт.

     Параллельные миры как реализация многовариантности событий

    Иногда постулируется образование «иных миров» в ситуациях, когда определённое событие может иметь более одного возможного исхода. Крайним выражением такого подхода является картина мультивселенной, в которой существует бесконечное количество миров, отличающихся друг от друга тем, что в них определённое событие (хотя бы одно) имело различные исходы. При принятии такого предположения оказывается, что любая возможность в каком-то из миров непременно реализуется, и наш мир отличается от прочих только тем, что в нём реализовался один определённый набор возможностей.

    В других случаях появление параллельных миров объявляется результатом действий путешественников во времени: когда некто, переместившийся на машине времени в прошлое, воздействует на некоторое событие, изменяя его исход, появляется новая вселенная, и дальнейшие события идут уже по другому пути. При этом судьба путешественника может быть различной: в одних случаях предполагается, что по возвращении назад он окажется в собственном времени (то есть не почувствует изменения истории), в других — изменивший события путешественник вернётся в будущее нового, созданного им мира, исчезнув из своей родной реальности.

    Некоторые авторы допускают возможность последующей «состыковки» параллельных реальностей: предполагается, что через некоторое время после воздействия, изменившего ход событий, результаты этого воздействия могут нивелироваться — созданный параллельный мир окажется эквивалентен исходному и сольётся с ним. Параллельная реальность оказывается неким подобием «объездного пути» на дороге; отделившись однажды, она некоторое время существует самостоятельно, но потом возвращается к своей основе. В этом случае возникает интересное следствие: оказывается, что прошлое, которое мы полагаем однозначным и неизменным, может быть столь же многовариантным, как и будущее; может существовать несколько вариантов прошлого одного и того же мира, при этом невозможно сказать, какой из вариантов правилен, а какой ложен.

        — Не занимайся ерундой. Если ты помнишь своё детство, значит, оно у тебя было, а всё остальное — бесполезная философия. А если в один прекрасный день вместо одного детства ты вспомнишь два или три — тем лучше. От богатства, которое само в руки идёт, не отказываются.
        Макс Фрай. «Хроники Ехо 2. Властелин Морморы»


     Амбер

    У Роджера Желязны в цикле фэнтезийных романов «Хроники Амбера» описана система параллельных миров, существующих вокруг единственного действительно реального мира — Амбера. Амбер реален, все остальные миры (включая и полагаемый нами реальным мир Земли) есть не более чем «отражения» — подобия Амбера, созданные людьми, способными творить параллельные миры. В целом идея «отражений» в амберском цикле аналогична идее древней легенды о художнике, нарисовавшем картину и ушедшем в неё жить. Немногие посвящённые в тайну творения отражений могут, выехав из Амбера, создать отражение по собственной прихоти, войти в него и жить там, если пожелают. При этом отражение, когда его покидает создатель, продолжает существовать и жить своей жизнью.

    «Кристаллическая Вселенная» Владислава Крапивина

    В российской фантастике наиболее стройную картину вселенной, состоящей из множества параллельных миров, построил Владислав Крапивин в своём цикле «В глубине Великого Кристалла». Согласно идеям этого цикла, Вселенная представляет собой некое подобие многомерного кристалла, в котором каждая грань — отдельный мир, но четвёртым измерением (а также измерениями высших порядков) является не время, а многовариантности развития. Миры, соседствующие на Великом Кристалле, вследствие этого, могут разительно отличаться внешне, но по сути однотипны — они оказываются приблизительно на одном уровне экономического и социального развития, проблемы и свершения в них примерно одни и те же.

     Гиперпространство и параллельные миры

    Основная статья: Гиперпространство (фантастика)

    Широко используемая в научной фантастике идея гиперпространства есть не что иное, как вариант идеи параллельного мира. Используемое в научной фантастике понятие «гиперпространство» соотносится с параллельной вселенной, которая используется как средство перемещения со скоростью большей скорости света, для межзвездных путешествий. Обоснования для существования этой формы гиперпространства варьируются от работы к работе, но существуют два общих элемента:

       1. по крайней мере, некоторые (если не все) объекты на карте мира гиперпространства соответствуют объектам нашей вселенной, обеспечивая, таким образом, точки «входа» и «выхода» для путешественников.
       2. время перемещения между двумя точками в гиперпространстве меньше времени для перемещения между аналогичными объектами в нашей вселенной. Это происходит либо благодаря разнице в скорости света, либо из-за различной скорости течения времени, либо потому, что аналогичные объекты в гиперпространстве находятся ближе друг к другу.

    Иногда понятие «гиперпространство» используется как обозначение многомерного мира с дополнительными пространственными измерениями. В этой модели наша трёхмерная вселенная представляется как «вмятая» в какое-либо более высокое пространственное измерение, и, перемещаясь в это измерение, корабль может преодолевать огромное расстояние в обычном пространстве. Так как эта концепция предлагает «новое измерение», оно уже не вполне соответствует идее параллельного мира.
     Сюжеты

    В сюжетном смысле идея параллельного мира может быть использована по-разному.

        * Действие целиком помещается в другой мир, и все описываемые герои являются уроженцами данного мира (классический пример — «Властелин колец»). В таком случае само понятие «параллельный мир» в произведении может не упоминаться вовсе, хотя фактически описываемая реальность полностью соответствует данному понятию. Основной причиной использования параллельного мира в таких сюжетах обычно является свобода, которую даёт выход за пределы известной нам реальности, либо необходимость введения явлений и факторов, отсутствующих в реальном мире (боги, магия, необычные физические законы и так далее).
        * Действие целиком помещается в другой мир, но один или несколько героев не являются уроженцами данного мира (обычно они являются уроженцами нашего мира, в силу неких обстоятельств попавшими в параллельный мир). Так обстоит дело в «Хрониках Нарнии» Клайва Льюиса или, например, в первых книгах цикла «Сварог» Александра Бушкова. В подобных случаях параллельный мир может использоваться автором двояко: с одной стороны, как и в предыдущем случае, в качестве средства создания «сцены» для действия героев, не ограниченной законами и историей нашего мира, с другой — как способ показать поведение человека нашего, реального мира в обстоятельствах, далеко выходящих за рамки того, что человек может предположить. В одних произведениях упор делается на способности человека адаптироваться в совершенно чуждой ему реальности и становиться адекватным ей, в других — на том, что современный человек в иной реальности может выжить и достичь успеха, оставаясь самим собой и сопротивляясь влиянию среды. Особняком стоит характерный сюжет, в котором герой, оказавшись в параллельном мире, сначала обнаруживает в себе необычные способности, а затем узнаёт, что в действительности он является уроженцем именно этого мира, по каким-то причинам выброшенным за пределы своей реальности и потерявшим память. Эти сюжеты разработаны в произведениях Роджера Желязны и в первой книге «Многоярусного мира» Филипа Фармера.
        * Герои действуют в нескольких мирах, перемещаясь из одного в другой, или путешествуя во времени, активно участвуют в создании, изменении и модификации миров. В американской фантастике примером могут служить «Кольцо вокруг Солнца» Клиффорда Саймака и философское фэнтези Порог (повесть) Урсулы ле Гуин. В российской фантастике в качестве примера можно привести последние произведения цикла «В глубине Великого Кристалла» Крапивина, цикл «Хроники Упорядоченного» Ника Перумова, цикл «Одиссей покидает Итаку» Василия Звягинцева. Таким же образом идея параллельных миров используется в трилогии Филипа Пулмана «Тёмные начала».
        * Иная реальность тем или иным образом вторгается в обычную жизнь нашего мира. Английская героиня книги Саргарет Кавендиш отправляет подводные лодки и «людей-птиц», вооруженных «огненными камнями», обратно через врата Пылающего мира на Землю, чтобы уничтожать врагов Англии. Краснознаменный Тихоокеанский Флот великого Советского Союза из параллельного мира в дилогии «Красные звезды (Встречный катаклизм , Параллельный катаклизм)» Фёдора Березина периодически появляется в нашем мире и успешно ведет войну с американцами.
        * В произведениях «мрачной» фэнтези и в книгах ужаса параллельный мир — это место, где скрываются опасные вещи и существа, и часто герой вынужден противостоять нападению из другой реальности. Так происходит в большинстве книг Лавкрафта и серии компьютерных игр Doom, где природа этой другой реальности остается таинственной, известной только из-за своего воздействия на наш мир.
        * Параллельный мир так же может быть итогом мыслительной деятельности человека. Всё, о чём человек долгое время думает, что человек представляет, может материализоваться в параллельный мир. В рассказе Роберта Шекли «Лавка миров» человек может попасть в измерение, в котором воплощалось его самое сокровенное желание.

     Параллельные миры и эзотерика

    В то время как физики и математики пытаются доказать существование параллельных миров логически, эзотерика стремится сделать это с помощью иррациональных методов. Исследователи измененных состояний сознания давно уже разработали методы изучения параллельных миров с помощью так называемого "второго внимания". В традиции Карлоса Кастанеды это называется "сдвиг точки сборки". Исследователь параллельных миров Сол Фэлкон утверждает, что восприятие других миров возможно при сдвиге "точки сборки" в области с большей частотой самофиксации. Такие состояния достигаются при помощи определенных медитаций, но иногда бывают спонтанными в обычной жизни.


     
    Официальный источник
    Категория: История фантастики | Добавил: Spawn4329595 (09.02.2011)
    Просмотров: 1117 | Рейтинг: 5.0/4
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    kinofantastika.at.ua © 2017 Все права принадлежат их владельцам. Используются технологии uCoz

    Сгенерировано за 0,00 секунд с запросами