«Лукас хотел, чтобы вторая часть превзошла первую»
Беседа с Ирвином Кершнером
Этой осенью прошел Первый московский фестиваль американского кино «Образы
Америки». Почетным гостем мероприятия стал Ирвин Кершнер, режиссер Пятого эпизода
«Звездных войн» и второй части «Робота-полицейского». Наш журнал задал мэтру
несколько вопросов.
Мистер Кершнер, российским любителям фантастики ваше имя в первую
очередь известно в связи с лентой «Империя наносит ответный удар». Что лично
для вас значит этот фильм?
В первую очередь, я хотел бы отметить, что с моей точки
зрения «Звездные войны» — это сказка, а не научная фантастика. При работе
над фильмом я основное внимание уделял развитию сюжетных линий, истории
персонажей, драматическим моментам, в которых лучше всего раскрывается характер
главных героев. Спецэффекты меня волновали уже во вторую очередь, хотя они
тоже, как вы знаете, были выполнены на уровне. Я снимал Пятый
эпизод три года кадр за кадром, шлифуя каждую сцену, доводя фильм до
совершенства. Полагаю, мне это удалось (улыбается).
Я считаю этот фильм одной из лучших своих работ и, без сомнения, самой сложной.
Скажите, а какие у
вас отношения с Джорджем Лукасом? Не приглашал ли он
вас принять участие в съемках 100-серийного телесериала по «Звездным войнам»?
Нас с Джорджем связывает давняя дружба. Конечно, три года,
что мы работали над Пятым эпизодом, не прошли
бесследно. До сих пор помню, как во время съемок я мотался между Норвегией и
Лондоном, где снимался фильм, и Калифорнией, где находился Лукас.
За то время, что проходило в бесчисленных спорах вокруг каждой сцены, мы очень
сдружились.
|
Творческий процесс в декорациях Пятого эпизода. |
Когда Джордж обратился ко мне с предложением выступить в Пятом эпизоде в роли режиссера, я спросил его: «Почему ты
сам не хочешь этим заняться? Ведь с первым фильмом у тебя отлично получилось».
Но Лукас не был уверен, что сумеет точно передать на
экране те образы героев, которые задумал, и решил, что у меня это получится
лучше. Он хотел, чтобы вторая часть во всем превзошла первую. Насколько Лукас оказался прав — судить вам. Я лишь хочу сказать,
что именно Пятый эпизод «Звездных войн» сделал великим
такого замечательного актера, как Харрисон Форд.
Но, честно говоря, хотя я очень полюбил «Звездные войны», я
бы не хотел снять еще один фильм на эту тему. Во-первых, для меня это уже
достаточно сложно, а во-вторых, мне бы хотелось поработать с чем-нибудь
новеньким, с тем, с чем я еще не сталкивался. Например, сейчас я снимаю очень
добрую детскую волшебную сказку о Древней Персии.
Что вы знаете про
современную российскую фантастику? Видели ли вы фильмы «Ночной Дозор» и
«Дневной Дозор»?
К сожалению, этих фильмов я не смотрел. Но если говорить о
российской фантастике в целом, самое большое впечатление на меня
произвел «Солярис» Арсения Тарковского. Это настоящая классика не
только вашего, но и мирового кино. В США имя Тарковского известно
каждому человеку, имеющему мало-мальское отношение к кинематографу.
Из мировых фантастических кинолент я бы выделил «2001:
Космическая одиссея» Стэнли Кубрика. С моей точки зрения, это лучший
фантастический фильм, который является классическим science fiction в гораздо большей степени,
нежели «Звездные войны». Меня восхитило, как точно Кубрик воссоздал созвездия,
проплывающие за окном космического корабля. Когда я узнал, какую адскую работу
для этого потребовалось провести, то был просто поражен. Созвездия были
сфотографированы и смоделированы на стенах студии при помощи мощнейшего
проектора, а оператор снимал это на камеру, которая двигалась под определенным
углом и с определенной скоростью, чтобы воссоздать иллюзию движения
космического корабля.
|
|
Ирвин Кершнер и Энтони Дэниелс. |
На съемочной площадке. |
Мистер Кершнер, что бы вы могли пожелать вашим
российским поклонникам и любителям фантастики?
Желаю им смотреть побольше фантастических фильмов. Ведь в них так много того, чего не хватает
нам в повседневной жизни и чего не могут дать новости по ВВС (смеется).
«Мир фантастики» благодарит мистера Кершнера за беседу и с
нетерпением ждем его новых фильмов.
|